М. Жванецкий О Советской Родине

Владимир Денисов 3: литературный дневник

Михаил Жванецкий


О СОВЕТСКОЙ РОДИНЕ ...


«Она была суровой, совсем не ласковой с виду. Не гламурной. Не приторно любезной. У неё не было на это времени. Да и желания не было. И происхождение подкачало. Простой она была.
Всю жизнь, сколько помню, она работала. Много. Очень много. Занималась всем сразу. И прежде всего — нами, оболтусами.
Кормила, как могла. Не трюфелями, не лангустами, не пармезаном с моцареллой. Кормила простым сыром, простой колбасой, завёрнутой в грубую серую обёрточную бумагу.
Учила. Совала под нос книги, запихивала в кружки и спортивные секции, водила в кино на детские утренники по 10 копеек за билет.
В кукольные театры, в ТЮЗ. Позже — в драму, оперу и балет.
Учила думать. Учила делать выводы. Сомневаться и добиваться. И мы старались, как умели. И капризничали. И воротили носы.
И взрослели, умнели, мудрели, получали степени, ордена и звания. И ничего не понимали. Хотя думали, что понимаем всё.
А она снова и снова отправляла нас в институты и университеты. В НИИ. На заводы и на стадионы. В колхозы. В стройотряды. На далёкие стройки. В космос. Она всё время куда-то нацеливала нас. Даже против нашей воли. Брала за руку и вела. Тихонько подталкивала сзади. Потом махала рукой и уходила дальше, наблюдая за нами со стороны. Издалека.
Она не была благодушно-показной и нарочито щедрой. Она была экономной. Бережливой. Не баловала бесконечным разнообразием заморских благ. Предпочитала своё, домашнее. Но иногда вдруг нечаянно дарила американские фильмы, французские духи, немецкие ботинки или финские куртки. Нечасто и немного. Зато все они были отменного качества — и кинокартины, и одежда, и косметика, и детские игрушки. Как и положено быть подаркам, сделанным близкими людьми
Мы дрались за ними в очереди. Шумно и совсем по-детски восхищались. А она вздыхала. Молча. Она не могла дать больше. И потому молчала. И снова работала. Строила. Возводила. Запускала. Изобретала. И кормила. И учила.
Нам не хватало. И мы роптали. Избалованные дети, ещё не знающие горя. Мы ворчали, мы жаловались. Мы были недовольны. Нам было мало.
И однажды мы возмутились. Громко. Всерьёз.
Она не удивилась. Она всё понимала. И потому ничего не сказала. Тяжело вздохнула и ушла. Совсем. Навсегда.
Она не обиделась. За свою долгую трудную жизнь она ко всему привыкла.
Она не была идеальной и сама это понимала. Она была живой и потому ошибалась. Иногда серьёзно. Но чаще трагически. В нашу пользу. Она просто слишком любила нас. Хотя и старалась особенно это не показывать. Она слишком хорошо думала о нас. Лучше, чем мы были на самом деле. И берегла нас, как могла. От всего дурного. Мы думали, что мы выросли давно. Мы были уверены что вполне проживём без её заботы и без её присмотра.
Мы были уверены в этом. Мы ошибались. А она — нет.
Она оказалась права и на этот раз. Как и почти всегда. Но, выслушав наши упрёки, спорить не стала.
И ушла. Не выстрелив. Не пролив крови. Не хлопнув дверью. Не оскорбив нас на прощанье. Ушла, оставив нас жить так, как мы хотели тогда.
Вот так и живём с тех пор.
Зато теперь мы знаем всё. И что такое изобилие. И что такое горе. Вдоволь.
Счастливы мы?
Не знаю.
Но точно знаю, какие слова многие из нас так и не сказали ей тогда.
Мы заплатили сполна за своё подростковое нахальство. Теперь мы поняли всё, чего никак не могли осознать незрелым умом в те годы нашего безмятежного избалованного детства.
Спасибо тебе! Не поминай нас плохо. И прости. За всё! Советская Родина»...


Михаил Жванецкий



Все убеждены, что Жванецкий предлагал «сровнять Россию», поэтому требуют убрать памятник, но фраза совсем о другом


Записки КОМИвояжёра. dzen.ru
90 лет назад родился Михаил Михайлович Жванецкий (1934-2020), советский и российский писатель-сатирик, исполнитель собственных литературных произведений, киносценарист, телеведущий, актёр; народный артист РФ.


Мемориальная доска


В Москве на стене дома № 4 на Лесной улице, где Жванецкий жил и работал на протяжении 30 лет, открыли памятный барельеф работы скульптора Владимира Соскиева. В церемонии, приуроченной к 90-летию со дня рождения знаменитого писателя и народного артиста РФ, приняли участие вдова и сын Жванецкого, друзья и почитатели его творчества.


На эту памятную доску, как и на воздвигнутый ему в феврале 2024 года в Ростове памятник, обрушилась волна критики и даже откровенной ненависти:


– Ничего. Добиремся мы и до этих тварей! До ж...дов. Которые тут себя белорусами выставляют в комментах. Являясь троллями из команды Израиля.


– Сальная рожа русофоба.


– Сатанинская тварь. Преступник, вор, убийца, лжец, фашист.


Большинство высказываний цитировать просто невозможно – это такой оголтелый, махровый антисемитизм, который свойственен законченному быдлу – здесь никто не сможет назвать ни одного прочитанного произведения, не процитирует ни одного высказывания, кроме стандартных, повторяемых всеми ненавистниками писателя фраз о его желании уничтожить Россию и поддержать «мерзких девок»!


Явный "не наш человек"!


Да этим «критикам» и не нужны книги, важно другое: жирная рожа типичного семита, едкая улыбка и очки, задорно сдвинутые на кончик носа – еврей стопроцентный, именно здесь срабатывает знаменитая фраза: «Вашу пастернаку я не читал, но скажу от всего сердца!» Когда не можешь ничего противопоставить уму, таланту, острому слову – уничтожь!


А памятник, не успев появиться, умудрился попасть не под критику – под яростный огонь проклятий: кого-то раздражала поза – слишком вызывающая, кому-то не нравилось, что памятник поставлен писателю, который «никогда не войдёт в пантеон русской литературной классики», как заявил Прилепин, а кто-то упорно проклинал Жванецкого за его фразу о том, что нужно «разровнять Россию», хотя слова эти просто вырваны из его выступления на ТВ, где он сказал: «Разровнять, построить страну – сильную Россию, разную, весёлую, такую, какие люди в ней». Чем недовольны? «А он сказал, что нужно разровнять – значит, он, вражина, в душе хочет уничтожить!»


Писатель Ю. Поляков, с 2001 по 2017 гг. главный редактор «Литературной газеты», сейчас председатель редакционного совета «ЛГ», автор острых повестей о советской действительности «Сто дней до приказа», «ЧП районного масштаба», сам попадавший под огонь критики за «очернение советской действительности, заявил: «Жванецкий вышучивал любую власть с фигой в кармане и позволял себе высказывания на грани русофобии». То есть я нутром чую, что Жванецкий не такой, как я, а значит, нужно уничтожить! А они ему памятники ставят! (Что, когда бес стареет, он идёт в монахи?!)


Открытие памятника в Ростове-на-Дону


Поляков пояснил, почему появились и памятник, и доска на здании: «Появление мемориальной доски Жванецкого связано с идейной борьбой, которая идёт в обществе. У нас есть определённая группа людей в культуре, которую называют пятой колонной. Они всё это проталкивают и осуждают взрыв патриотизма, который сейчас произошёл в России. Они тестируют общественное мнение – хотят понять, как настроен народ, насколько допустимо возвеличивание на фоне возросшего патриотизма такого персонажа, как Жванецкий. Они проверяют, способно ли наше общество вернуть релокантов из культуры на прежние места».


Для истинно русских людей Жванецкий – определитель, маркер «свой – чужой»: уважаешь Жванецкого – враг нашим, истинным православным патриотам!


В Ростове-на-Дону на открытии памятника сатирику присутствовали губернатор Василий Голубев и помощник президента Игорь Левитин, что вызвало (как и сам факт установки памятника) бурные споры, а православный публицист, обозреватель «Царьграда», блогер Егор Холмогоров заявил: «Возникает логичный вопрос: а ростовские власти точно за Россию?»


Не можешь быть умнее - уничтожь, унизь!


И эти «искренне верующие», православно ориентированные, «точно за Россию» мгновенно замирают, если у них ласково попросить прочесть «Символ веры» – молитву, которую обязан знать любой действительно верующий, а не бывающий в храме 2 раза в году, и вы сразу же услышите, что вера не в молитве, а в душе, в чувстве, которое наполняет... Не знают, но зато уверены, что нужно улюлюкать, если кто-то «нетитульной» нации осмеливается быть слишком умным.


Жванецкий – результат непонимания! Его привыкли считать юмористом:


– В греческом зале, в греческом зале – мышь белая!


– Врач: «Папаша, времени мало. На что жалуетесь — и домой».


– Нет, мол, извините, мне спиртного нельзя. Мне стакан сока. Бери водку, не умничай!


– О себе я могу сказать твердо: я никогда не буду высоким. И красивым. И стройным.


– Я никогда не произнесу фразу: мне в Париж, по делу, срочно!


– Если вам говорят, что вы многогранная личность, – не обольщайтесь. Может быть, имеется в виду, что вы гад, сволочь и паразит одновременно.


– Может быть, вы не знаете, но в Одессе быстро поднятое не считается упавшим.


– Воспитанный мужчина не сделает замечания женщине, плохо несущей шпалу.


Да, его считали юмористом, а он был сатириком – кто же любит сатириков, которые говорят о тебе смешно, но откровенно и неприятно? У нас всегда действовало железное правило царско-советских времён:


Мы за смех, но нам нужны


Подобрее Щедрины


И такие Гоголи,


Чтобы нас не трогали!


Персонаж Жванецкого – обычный советский гражданин, превращающийся в человечка с картины Мунка «Крик» в самых банальных, казалось бы, ситуациях.


Э. Мунк "Крик"


Он мечтает о танке не для того, чтобы свергнуть кого-нибудь, а чтобы ездить в нём в магазин, на базар и даже в ЖЭК – лишь для того, чтобы получить там то, что теоретически по закону причитается. Это бесправное создание, задавленное жлобством и хамством, обретающее в своих фантазиях качества супермена, и есть наш человек: очень даже не всегда добрый, не всегда честный и всегда опасающийся, что над ним смеются.


Ведь обидно же, когда тебе в лицо говорят: «Почему у нас старый от молодого мозгами не отличается – вспомнить нечего. Что-то есть типа мелочи в кармане: сырки в шоколаде за восемнадцать копеек, пол-литра за три шестьдесят две, фруктовое эскимо за восемнадцать копеек. И только древние старики помнят по-крупному: глубокое и постоянное изменение нашей жизни к худшему. То есть непрерывное улучшение, приводящее к ухудшению жизни на основе строительства коммунизма, развитого социализма и недоразвитой демократии с нашим лицом».


Ведь это же простить ему нельзя, это настоящее русофобство – ведь это он, ж... иудей, говорит о великом народе, который дважды брал Берлин и победил фашистского зверя! Да как он про нас (и про меня в том числе!) смеет так говорить! Да мы же все силы отдавали, да мы мир спасли, а он про нас!


А ещё все знают: он заступился за поганых девок из «ПР – Pussy Riot», которые мерзко пели и танцевали в храме! А он отвечал, и было понятно, что он хотел сказать своей защитой этих дурочек:


– Что, пусть теперь все в храмах танцуют? Нет, следует совсем другое. Следует то, что у каждого, кто хочет рассказать нам о наших бедах, должна быть возможность сделать это, не посягая на общепринятые нормы поведения. А вот если такой возможности обеспечено не будет, если пляски в храме останутся единственным способом громкой проповеди, то не взыщите – они продолжатся, будут танцевать. Какие бы наказания за это ни вводили.



Что, Жванецкий совершенно не прав?


А какие он нам оставил афоризмы!


· Мало найти свое место в жизни, надо найти его первым.


· В историю трудно войти, но легко вляпаться.


· Не водите машину быстрее, чем летает ваш ангел-хранитель.


· Красиво жить не запретишь. Но помешать можно.


· Порядочного человека можно легко узнать по тому, как неуклюже он делает подлости.


· Друзья познаются в беде, если, конечно, их удается при этом найти.


· Что охраняешь, то и имеешь.


· Чтобы спасти тонущего, недостаточно протянуть руку — надо, чтобы он в ответ подал свою.


· Алкоголь в малых дозах безвреден в любом количестве.


· Ничто так не ранит человека, как осколки собственного счастья.


· Высшая степень смущения – два взгляда, встретившиеся в замочной скважине.


· Только в день рожденья узнаешь, сколько в мире ненужных вещей.


· Хочешь всего и сразу, а получаешь ничего и постепенно.


· Если уволиться и сесть писать, то жить на что, а если работать и писать, то жить — когда?


· В любом из нас спит гений. И с каждым днем все кpепче…


А эти два афоризма показывают, как прекрасно он разбирался в людях и предвидел, что его ожидает после ухода:


· Лучше промолчать и показаться дураком, нежели заговорить и не оставить на этот счет никаких сомнений.


· Мыслить так трудно, поэтому большинство людей судит.



Другие статьи в литературном дневнике: