А. Ю. Минаков о философии И. А. ИльинаЗло необходимо пресекать силой»: историк Аркадий Минаков о философии Ильина
9 апреля исполняется 140 лет со дня рождения белоэмигрантского философа Ивана Ильина. Его называют одним из главных идейных вдохновителей В. Путина, и называют неслучайно: президент неоднократно цитировал философа. Об Ильине и его наследии рассказывает доктор исторических наук Аркадий МИНАКОВ, профессор Воронежского государственного университета. – Насколько добровольно покинул Ильин Советскую Россию в 1922 году? – Абсолютно недобровольно. Уже будучи на тот момент одним из крупнейших русских философов, Ильин к 1922 году подвергся арестам ВЧК шесть раз начиная с 1918-го. Большевики были убеждены, что имеют дело с последовательным, идейным врагом, и неспроста: он рассматривал большевистский режим как богоборческий, антихристианский, уничтожающий в своём утопизме самые основы человеческой жизнедеятельности – собственность, право, семью, церковь, национальную культурную традицию. Антибольшевизм, несомненно, был одной из определяющих черт мышления Ильина. По отношению к философу – и сотням других лиц, преимущественно гуманитариев, – большевики вынесли вердикт: терпеть их внутри страны невозможно, а расстрелять – не позволяет окончание Гражданской войны. Это решение спасло цвет нашей гуманитарной мысли (хотя и не полностью, потому что многие всё же погибли в годы Гражданской войны от лишений, голода, репрессий). Ильину, Бердяеву, Вышеславцеву, отцу Сергию Булгакову повезло остаться в живых, и поэтому повезло всем нам: они сохранили русский логос. Выполнили, по выражению Бунина, миссию русской эмиграции – осмыслили катастрофу, которая постигла Россию в 1917 году. – Современные противники Ильина – как из либерального, так и коммунистического лагеря – вменяют ему некую «связь с нацистами». Философ принадлежал к числу эмигрантов-оборонцев, то есть занимал в ходе Второй мировой войны сторону антигитлеровской коалиции, – тогда о какой «связи с нацистами» идёт речь? – В 1924 году Ильин начал работать в берлинском Русском научном институте, который продолжил функционировать в нацистской Германии. В 1920;е и 1930-е годы многим европейским политикам и интеллектуалам, в том числе многим русским эмигрантам, казалось, что хуже коммунизма, приводящего к Гражданской войне и репрессиям, ничего не может быть. Трудно было представить, что возможно нечто более страшное. Поэтому для Ильина в начале – середине 1930;х главным в фашизме являлось то, что он препятствовал коммунистическим революциям в Европе. Однако ни о каком сотрудничестве говорить не приходится. Многие тогдашние деятели произносили слова, куда более обязывающие, куда более солидарные с фашизмом. Например, лауреат Нобелевской премии по литературе Бернард Шоу называл Гитлера «талантливым прекрасным человеком». Черчилль в 1927 году сказал: «Будь я итальянцем, я стал бы фашистом». А вот цитата ещё одного деятеля: «Идеологию гитлеризма, как и всякую другую идеологическую систему, можно признавать или отрицать, это дело политических взглядов, но любой человек поймёт, что идеологию нельзя уничтожить силой, нельзя покончить с ней войной. Поэтому не только бессмысленно, но и преступно вести такую войну, как война за уничтожение гитлеризма…» Знаете, кто это сказал? – Кто же? – Нарком Молотов в 1939 году. Затем, как известно, и Молотов, и Черчилль внесли свой вклад в разгром фашизма. Но вернёмся к Ильину. Свои отношения с нацистским режимом он подробно описал в письме к другу – писателю-эмигранту Ивану Шмелёву (1938 год). Вкратце перескажу. Политическая полиция Третьего рейха начала посещать Ильина уже в 1933-м, предпринимались попытки разоблачить его как «франкофила», а также использовать его против русской эмиграции, на что философ ответил отказом. Тем же летом – обыск, арест («так и везли под стражей через весь город на полицейской открытой колымаге»), запрет на политическую деятельность под угрозой концлагеря. Весной 1934-го – предложение заняться пропагандой антисемитизма среди русской эмиграции, категорически отклонённое Ильиным. Летом 1934-го его увольняют из института, после чего в 1935–1937 годах он работает в частном порядке с Евангелической церковью. В 1937-м – доносы и допросы «в Гештапо». «Не служил ли я в Москве большевикам? Ответ: нет. Почему меня не расстреляли сразу, а выслали только через пять лет? Ответ: Бог не допустил. Не масон ли я? Ответ: нет». Зимой 1938-го – запрет выступать где-либо, весной 1938-го – приглашение к заместителю Розенберга. «В беседе категорически заявляю, что Украина не в моей власти, но что на оккупацию её и отчленение никогда не соглашусь». В том же году философ покинул Германию – переехал в Швейцарию. – В 1948-м Ильин опубликовал статью «О фашизме», где перечислил основные, с его точки зрения, пороки этой идеологии, такие как: безрелигиозность, тоталитаризм, партийная монополия, крайности национализма, излишнее огосударствление хозяйства, идолопоклоннический вождизм. Хочется подробно остановиться на крайностях национализма, потому что национализм как таковой Ильиным не только не порицался, но и воспевался. Чем он был для Ильина и где начинались для философа его крайности? – Русский национализм для Ильина – прежде всего укоренённость в Боге, Святом Духе. Он говорит об этом так: «В противоположность всякому интернационализму – как сентиментальному, так и свирепому; в противовес всякой денационализации – бытовой и политической, мы утверждаем русский национализм, инстинктивный и духовный, исповедуем его и возводим его к Богу… Каждый народ имеет национальный инстинкт, данный ему от природы (а это значит – и от Бога), и дары Духа, изливаемые в него от Творца всяческих. И у каждого народа инстинкт и дух живут по-своему и создают драгоценное своеобразие. Этим русским своеобразием мы должны дорожить… Всякое национальное своеобразие по-своему являет Дух Божий и по-своему славит Господа». А в другом месте у Ильина сказано: «Каждый из русских, попав за границу, имел, да имеет и ныне, полную возможность убедиться на опыте в том, что другие народы имеют иной, отличный от нас бытовой и духовный уклад; мы испытываем это на каждом шагу и с трудом привыкаем к этому; иногда видим их превосходство, иногда остро чувствуем их неудовлетворённость, но всегда испытываем их инородность и начинаем томиться…» Что же касается крайностей национализма, то под ними Ильин понимает обожествление государства, расы, биологической составляющей народа. Подобное идолопоклонничество оказывается возможным только в национализме безрелигиозном, что ведёт к чудовищным последствиям. Таким стал окончательный вердикт Ильина фашизму. – Вы рассказали об отношении философа к фашизму и большевизму, самое время обсудить его отношение к демократии. – Ильин – один из самых ярких критиков идей демократии в русской мысли. Он стоит в том же ряду, что и Леонтьев, Победоносцев, Достоевский. Согласно этой точке зрения, демократия с её всеобщим избирательным правом, парламентскими партиями, демократической прессой, манипуляцией мнением избирателей – неизбежно ведёт к вырождению. Демократия (здесь Ильин опирается на древнегреческих философов) всегда тяготеет к власти толпы, к охлократии, и в конечном итоге скатывается к олигархическим формам правления, а то и к анархии. Ильин рассматривает западную демократию как ширму для властных группировок, зачастую анонимных, не подчёркивающих своего существования, которые лишь используют всеобщие выборы, прибегая к манипулятивным практикам. При этом философ отнюдь не отрицает, что выборные начала могут осуществляться, но – в небольших коллективах, где люди хорошо информированы друг о друге и, соответственно, их выбор сознателен. Например, на уровне местного самоуправления. Или в академической среде, когда выбирают заведующего кафедрой, декана. Или в корпоративной структуре. Даже в масштабах государства, говорит Ильин, демократия уместна, если это небольшое государство – вроде Швейцарии. Но в больших государствах она, как правило, носит формальный характер. Наиболее совершенным Ильин считает монархический образ правления. Однако, чтобы прийти к монархии, необходимо монархическое (а значит, и религиозное) правосознание элиты и народного большинства. Без этого будет не монархия, а карикатура. Философ предвидел, что постсоветская Россия пройдёт через десятилетия гнили, распада, разложения, когда в правящем слое будут преобладать люди своекорыстные, авантюристы, шкурники, изменники, ориентированные на враждебные государства. Он предупреждал: Запад сделает всё возможное, чтобы ослабить Россию и расчленить её. Необходимым будет, писал Ильин, формирование подлинно национальной элиты с ясным видением целей, христианским и правовым мышлением, которая в качестве переходного периода установит национальную диктатуру. Это позволит избежать распада, сформирует правосознание у значительной части народа. Тогда, возможно, в России появится монархия – «царь вне партий, классов и сословий». – В сегодняшних обстоятельствах особенно актуальной стала книга Ильина «О сопротивлении злу силой». Как бы вы передали основную её идею? – В этой книге философ полемизирует с учением Льва Толстого о «непротивлении злу насилием». Мягкосердечие, бесхарактерное приятие зла, поиск компромисса с носителями зла – всё это детальным образом исследовано в книге. Христианская традиция – это не толстовство, а путь духовного совершенства, ответственности, долга. Если ты обнажаешь меч для того, чтобы не позволить ближнему идти по пути зла, – ты не преступник. Зло необходимо пресекать силой. «Не мир пришёл Я принести, но меч», – говорит Христос. argumenti.ru Мыслитель для людей сильной воли Иван Ильин: мыслитель для людей сильной воли Аркадий Минаков Иван Александрович Ильин – философ, правовед, религиозный мыслитель – одна из центральных фигур русской мысли XX века, а, может быть, и центральная. Наследие его чрезвычайно богато и по тематике, и по объему: к настоящему времени издано свыше 30 томов, неопубликованных материалов набирается еще минимум на 15 томов. Ильин входил в когорту блестящих представителей интеллектуальной русской элиты XIX века; его наставниками, единомышленниками и соратниками были П. И. Новгородцев, Е. Н. Трубецкой, П. Б. Струве, И. С. Шмелев, С. В. Рахманинов и многие другие. Иван Ильин родился в дворянской семье в Москве в 1883 году. Окончив в 1901 году лучшую в городе 1-ю гимназию с золотой медалью, поступил на юридический факультет Императорского Московского университета, где, избрав в качестве наставника философа и правоведа П. И. Новгородцева, изучал философию права. Заканчивать университет Ильину пришлось в годы смуты 1905–1907 годов. Одно время, как и большинство русских интеллигентов, подверженных тогда влиянию «левых ценностей», он, не оставаясь в стороне от событий, участвовал в студенческих демонстрациях и митингах, подвергаясь кратковременным арестам и даже храня у себя дома бомбы, предназначенные для радикалов. Юношеская «левизна» прошла быстро и вплоть до 1917 года Ильин стоял на позициях, которые обычно характеризуют как праволиберальные. В 1906 году он окончил юридический факультет и по рекомендации П. И. Новгородцева и Е. Н. Трубецкого остался при университете для подготовки к профессорскому званию на кафедре энциклопедии права и истории философии права. Новгородцев свидетельствовал, что Ильин проявил «совершенно выходящую из ряда трудоспособность». За время обучения в магистратуре Ильин усиленно изучает мировую философскую классику, пишет работы о Платоне, Аристотеле, Руссо, Фихте, Гегеле и других, читает лекции на Московских высших женских юридических курсах, в Московском коммерческом институте, юридическом факультете Московского университета. В 1911 году Ильин выехал в научную командировку в Западную Европу, где слушал лекции Гуссерля, Зиммеля, Риккерта и других философских знаменитостей той эпохи. В 1912 году возвратился в Россию, в Москву. Главным объектом его научных исследования становится философия Гегеля, он ставит своей целью «отыскать ключ к философии Гегеля». Февраль 1917 года Ильин встретил в тщетной надежде, что революция избавит государство от мнимого «разложения» (что это такое на самом деле он не знал и знать не мог, страшный опыт большевистского разложения был впереди). Какое-то время он поддерживал Временное правительство и выступал за созыв Учредительного собрания. Захват власти большевиками привел к резкому изменению мировоззрения Ильина. Распад государства, чудовищный террор, беззаконие и произвол, кровавый утопизм новой власти заставляют его резко «поправеть». Годы, проведенные в советской России, не прошли даром для Ильина, напротив, дали своеобразный творческий импульс, действие которого ощущалось на протяжении всей его жизни. Так, он писал П. Б. Струве: «Если Вы думаете, что там у нас был духовный застой, – то Вы глубоко ошибаетесь. Нет, там была огромная адская кузница духа; молот сатаны отбирал драгоценные камни от шлака и уцелевшие под его ударами получали новый луч – черный, в своем первоначальном, белом сверкании. Без этого черного луча – все души бессильны бороться с сатаною. Я каждый день благодарю Бога за то, что он приобщил меня этому трагическому процессу, этой сатанинской плавильне, исполненной мистериозно-космического значения». Опыт борьбы с этим беспрецедентным злом обусловил логику дальнейшей жизни и творчества Ильина. «Все, что я уже написал и еще пишу, и еще напишу, – все посвящено возрождению России, ее обновлению и ее расцвету». В мае 1918 году Ильин защитил диссертационное сочинение по философии Гегеля. В том же году вышли два тома его фундаментальной книги «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». При этом Ильин несколько раз арестовывался ВЧК по делам «контрреволюционной организации», содействовавшей формированию «Добровольческой армии» и о так называемом «Тактическом центре» (апрель 1918-го, август – октябрь 1918;го, ноябрь 1918-го, февраль 1920-го, сентябрь 1922-го). Ему реально угрожал концентрационный лагерь. Ильина спасло письмо, написанное Ленину А. И. Яковлевым, известным чувашским просветителем, который был в свое время другом отца Ленина. Яковлев заверял Ленина, что Ильин никакого отношения к политике никогда не имел и особо подчеркивал, что тот является глубоким исследователем Гегеля, философию которого ценил вождь мирового пролетариата. Судя по некоторым воспоминаниям, Ленин был хорошо знаком с работой Ильина. 26 сентября 1922 Ильин был выслан за границу на знаменитом «философском пароходе». На долгие годы он поселился в Берлине, одном из центров русской эмиграции. Там он преподавал курсы энциклопедии права и истории философии права, истории этических учений в Русском научном институте, в котором работали Н. А. Бердяев, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский, С. Л. Франк и другие, занимал одно время должность декана юридического факультета. Создание новой волевой элиты, будущего правящего русского слоя, стало главной жизненной задачей Ильина. Особое место Ильин уделял формированию правосознания. Разрушение государственного и правового сознания в правящем слое и низах было, с его точки зрения, одной из главных причин событий 1917 года: «Революция зарождается в стране не в момент уличных движений, но в тот момент, когда в душах начинает колебаться доверие к власти». Разложение «правосознания неминуемо захватывает честь и совесть, убивает чувство меры и справедливости, угашает веру и религию. Народ становится жертвою духовного нигилизма». В будущей России одной из главнейших задач власти должно стать воспитание в народе и элитном слое уважения к суду и закону: «Правосознание должно стать в России предметом преподавания и публичного культивирования (герои долга, справедливости, государственной силы, военного и гражданского подвига). Необходимо учреждение обществ борьбы с взяткою и произволом; необходима публичная апология неподкупности и совестно-справедливого усмотрения. … Государственность должна как бы систематически подкожно впрыскиваться индивидууму. В массе надо воспитывать автономное, патриотическое правосознание». Ильин становится бесспорным идейным лидером и идеологом русской военной эмиграции, тесно сотрудничает с П. Н. Врангелем и Русским общевоинским союзом (РОВС). В 1925 году он публикует трактат «О сопротивлении злу силою», получив согласие от Врангеля на посвящение: «Русской белой армии и ее вождям». Ильин сформулировал в книге ясные и трезвые ответы на вопросы, может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силою и мечом? Может ли человек, верующий в Бога, приемлющий Его мироздание и свое место в мире, не сопротивляться злу мечом и силою? Казалось бы, ответы на эти вопросы очевидны. Однако, значительная часть современников Ильина, даже пережив опыт столкновения с беспрецедентным в истории человечества злом («Ничего равносильного или равно порочного этому человеческая история еще не видала или, во всяком случае, не помнит. Столь подлинное зло впервые дано человеческому духу с такою откровенностью»), оказавшись в эмиграции, оставалась на позициях «непротивленчества». Последнее было обусловлено не сколько толстовством, сколько мировоззрением «лишних людей», порождением секулярной культуры, изломами «Серебряного века», культивируемым в русской интеллигентской среде более столетия. Для подобного мировоззрения был характерен «наивно-идиллический взгляд на человеческое существо, а черные бездны истории и души обходились и замалчивались. Производилось неверное межевание добра и зла: герои относились к злодеям; натуры безвольные, робкие, ипохондрические, патриотически мертвенные, противогражданственные – превозносились как добродетельные… несогласные и непокорные объявлялись людьми – порочными, подкупными, своекорыстными, лицемерами». Позиция самого Ильина была мотивирована прежде всего христианскими ценностями: «позиции безразличия, безволия и попущения не имеет ничего общего с христианским прощением и не может быть обоснована никакими ссылками на Евангелие». Ильин проводил четкое различие между злом личным и злом общественным: «призывая любить врагов, Христос имел в виду личных врагов самого человека, его собственных ненавистников и гонителей, которым, обиженный, естественно, может простить и не простить. Христос никогда не призывал любить врагов Божиих, благословлять тех, кто ненавидит и попирает все Божественное, содействовать кощунственным развратителям, любовно сочувствовать одержимым растлителям душ, умиляться на них и всячески заботиться о том, чтобы кто-нибудь, воспротивившись, не помешал их злодейству». Ильин прежде всего обращался к людям с несломленной волей. Он был убежден, что России нужна интеллигенция «верующая, твердая, государственно мыслящая и волевая». Его понимание христианской любви не противоречило опыту святости Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Патриарха Гермогена и митрополита Филарета (Дроздова). Он мог бы вполне повторить, со всей страстью своей натуры, чеканную формулу последнего: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша». Свое понимание религии и православия Ильин окончательно сформулировал в последней крупной книге, изданной еще при его жизни – «Аксиомы религиозного опыта». Ильин формулировал и отстаивал русский патриотизм, исходя из высокого государственного значения русской нации. Для него «русским является всякий, кто интерес единой русской Родины ставит выше индивидуализма и всякой коллективной части. Формула: "я русский и притом грузин, армянин" и т. д. Иноплеменник и неправославный могут быть русскими, но враг русского племени, Православия и русского языка фактически остается враждебным иностранцем». При этом малые народы России «должны иметь духовно-культурную автономию и единый общий с русскими государственный язык, нести государственно-патриотическое служение и пребывать под политическим суверенитетом двуглавого орла». С 1933 года Ильин как русский патриот начал подвергаться преследованиям в нацистской Германии. Его неоднократно вызывали в гестапо, пытались сделать осведомителем, заставить принять расовую теорию и вести антисемитскую пропаганду, от чего он категорически отказался. В 1934 году Ильин был уволен из Русского научного института. В 1938 году последовал запрет на какие бы то ни было публичные выступления. В этих условиях Ильин покинул Германию и переехал в Швейцарию. Его борьба за Россию была продолжена в новых условиях. В 1948–1954 годах он создает уникальный цикл статей, возникший на основе еженедельных листков для РОВСа – «Наши задачи». Это – наиболее масштабный русский национальный проект, исполнение «миссии русской эмиграции», о которой в свое время говорил А. И. Бунин. Один из соратников Ильина, генерал А. А. Лампе, охарактеризовал «Наши задачи» как «совершенно исключительное собрание мыслей, образов, понятий и определений, которые несомненно, не только теперь, в переживаемое нами время, но и в будущем представят собою основу для работ о России всех национально мыслящих людей». В сборнике речь шла о России, главных событиях ее истории, прежде всего – революции; о наиболее острых проблемах русской жизни, русском национальном характере; отношениях России и Европы, путях возрождения России; вызовах, угрожающих существованию русского народа; о государственном строительстве в России, после избавления от коммунистов и т. д. Ильин был убежден, что после падения коммунистического режима основная задача русского национального спасения и строительства будет состоять в создании новой элиты: «в выделении кверху лучших людей, – людей, преданных России, национально чувствующих, государственно-мыслящих, волевых, идейно-творческих, несущих народу не месть и не распад, а дух освобождения, справедливости и сверхклассового единения». Если эта задача не будет выполнена, то «Россия перейдет из революционных бедствий в долгий период послереволюционной деморализации, всяческого распада и международной зависимости». Выполнить эту задачу может национальная диктатура, под которой Ильин понимал сильную государственную власть, «диктаториальную» по объему полномочий и государственно-национально настроенную. Впрочем, национальная диктатура мыслилась Ильиным лишь как переходная ступень к монархии. В незавершенной книге о монархии и республике Ильин однозначно отдавал предпочтение внеклассовой, внепартийной монархии. «Царь вне партий, классов и сословий. Широко его сердце – всей стране есть в нем место. Он не царь большинства, и не царь меньшинства, – а царь всея страны, всего народа». Исследователь и хранитель наследия Ильина, Н. П. Полторацкий, выделил около двух десятков характеристик или признаков монархического правосознания и полярного ему республиканского правосознания, отмеченных Ильиным, составив наглядную подытоживающую таблицу. Монархическое правосознание Республиканское правосознание 1. Олицетворение власти и государства-народа – растворение личного начала и власти в коллективе 2. Культ ранга – культ равенства 3. Мистическое созерцание верховной власти – утилитарно-рассудочное восприятие власти 4. Приятие судьбы и природы, ведомых Провидением – человеческое изволение выше судьбы и природы 5. Государство есть семья – патриархальность и фамилиарность – государство есть свободный равный конгломерат, уравнительное всесмешение 6. Пафос доверия к главе государства – пафос гарантии против главы государства 7. Пафос верности – пафос избрания угодного, rebus sic standibus («оговорка неизменных обстоятельств», дающая одной договаривающейся стороне или нескольким основание для одностороннего расторжения договора в случае серьезного изменения обстоятельств) 8. Центростремительность – Центробежность 9. Тяга к интегрирующей аккумуляции – тяга к дифференцированной дискретности, атомизму 10. Культ чести – культ независимости 11. Заслуги служения – культ личного успеха, карьеры 12. Стихия солидарности – стихия конкуренции 13. Органическое восприятие государственности – механическое восприятие государственности 14. Культ традиции – культ новаторства 15. Аскеза политической силы суждения – притязательность политической силы суждения 16. Культ дисциплины, армия – личное согласие, инициатива, добровольчество 17. Гетерономия, авторитет – автономия, отвержение авторитетов 18. Пафос закона, законности – пафос договора, договорности 19. Субординация, назначение – координация, выборы 20. Государство есть учреждение – государство есть корпорация Согласно Ильину, только при наличии монархического правосознания возможно возрождение монархии в России. Без подобного правосознания монархия в лучшем случае будет фикцией, декоративным учреждением. Поражают точностью и сверхактуальностью некоторые оценки Ильина, касающиеся природы и характера отношений России и Запада. Запад Ильин знал не понаслышке. «Западная Европа не знает России. Но неизвестное всегда страшновато. А Россия по численности своего населения, по территории и по естественным богатствам огромна. Огромное неизвестное переживается всегда как сущая опасность… Что, если этот нависающий с востока массив двинется на запад?.. Россия – это загадочная, полуварварская "пустота"; ее надо "евангелизировать", или обратить в католичество, "колонизировать" (буквально) и цивилизировать; в случае нужды ее можно и должно использовать для своей торговли и для своих западноевропейских целей… А впрочем, ее необходимо всячески ослаблять. Как? Вовлечением ее в невыгодный момент в разорительные для нее войны; недопущением ее к свободным морям; если можно – то расчленением ее на мелкие государства; если возможно, то сокращением ее народонаселения… если возможно, то насаждением в ней революций и гражданских войн, а затем – внедрением в Россию международной "закулисы", упорным навязыванием русскому народу непосильных для него западноевропейских форм республики, демократии и федерализма, политической и дипломатической изоляцией, неустанным обличением ее мнимого "империализма", ее мнимой "реакционности", ее "некультурности" и "агрессивности"». Запад Ильин не считал помощником в деле возрождения России. «Нам нет спасения в западничестве. У нас свои пути и свои задачи. И в этом – смысл русской идеи». Иван Ильин скончался в Цолликоне в 1954 году. Прах его в 2005 году был перезахоронен рядом с могилой А. И. Деникина. Разбор клеветы коммунистов на философа И.Ильина от А.Ю.Минакова:https://youtu.be/-aIoBFq-HN4?si=OU3imjVJOq5Pvv8s
Александр Звягинцев. rg.ru Написано, как будто сегодня: "Россия - не человеческая пыль и не хаос. Она есть прежде всего великий народ, не промотавший своих сил и не отчаявшийся в своем призвании. Этот народ изголодался по свободному порядку, по мирному труду, по собственности и по национальной культуре. Не хороните же его преждевременно!" Автор этих строк - человек выдающегося ума и культуры, философ, писатель, блестящий публицист, доктор государственных наук, профессор, горячий патриот - Иван Александрович Ильин. Прожив значительную часть жизни в изгнании, за пределами России, он ни на минуту не прерывал духовной связи с нею, остро чувствовал и переживал все беды, горести и надежды любимой Отчизны. Под небом Парижа На следующий день архиепископы Гавриил Команский, Иннокентий Корсунский и Марк Берлинский и Великобританский отслужили панихиду. После чего под чудное пение хора Сретенского монастыря, который вместе с настоятелем этого монастыря архимандритом Тихоном специально прибыл в Париж, все четыре гроба вынесли из храма в небольшой церковный дворик.
В полете я думал о том, как странно и причудливо складываются судьбы многих русских людей, которые оказались оторваны от Родины, хотя и служили ей до самого своего конца на чужбине. И как точны и глубоки были их мысли о том, что может послужить благу России. "Если внутри смутно, нечисто, злобно, жадно, скверно, то не поможет никакая внешняя форма, никакой запрет, никакая угроза, никакое "избирательное право", - был убежден Ильин. Он сформулировал и три так называемые аксиомы правосознания: чувство собственного достоинства; способность к самообязыванию и самоуправлению; взаимное уважение и доверие людей друг к другу. Как просто и точно. Как важно это именно для сегодняшней России, где во все времена законопослушание было не самой большой добродетелью. И, может быть, от этого наши беды, а не только от дураков и плохих дорог, как привыкли мы бездумно повторять. Родное Отечество и сегодня продолжает во многом оставаться страной обычаев. И, несмотря на все старания, пока очень непросто дается воспитание "самообязывающего" гражданина. Наша птица-тройка, увы, продолжает свой полет по наезженной веками колее. Но обычай обычаю рознь. Строить государство - это значит "воспитывать в народе государственный образ мыслей, государственное настроение чувства, государственное направление воли", - написал Ильин ровно сто лет назад - в 1922 году, незадолго до высылки в эмиграцию. "Украинский сепаратизм есть явление искусственное... Он возник из честолюбия вожаков и международной завоевательной интриги" И как же не вспомнить здесь нашего современника, самобытного артиста и писателя Василия Макаровича Шукшина, который с удивительной проникновенностью сыграл роль человека, нашедшего в себе силы продраться от тьмы к свету, возродил собственную душу, потянувшуюся к добру и человечности. Помните, как он сказал? "Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами. Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание - не отдавай всего этого за понюх табаку ... Помни это. Будь человеком". Весь исторический опыт подтверждает: при согласии малые дела множатся, а при отсутствии такового и большие гибнут. Мы знаем наши слабости, видим недостатки. Мы, будучи в ответе перед потомками, обязаны действовать мудро и ответственно. За нами наши предки, чью веру и правду мы не можем предать. Ильин и Украина После апреля 1918 года Ильин несколько раз попадал в тюрьму по обвинению в антикоммунистической деятельности и в 1922 году был выслан из страны в числе 160 видных интеллектуалов на так называемом "философском корабле".
В 1938 году, преследуемый гестапо, бежал из Германии. Благодаря финансовой помощи Сергея Рахманинова перебрался в Швейцарию. Обосновался недалеко от Цюриха и прожил там до конца жизни. Авторитет его был велик - он продолжал оставаться одним из самых влиятельных философов русского зарубежья. Предметно вникнув в античеловеческую суть национал-фашизма, Ильин опубликовал одну из программных своих статей "Германия - главный национальный враг России". Он искренне и смело писал, что в патологическом стремлении западников к "походу на Восток", к покорению бескрайних российских просторов и истреблению живущих на них людей "низшей расы" лежала основа нацистского "нового порядка" в Европе. Ильин не ошибся в своих предчувствиях. Прошло несколько лет, и дьявольская фашистская машина объединенной Европы обрушилась на нашу страну. Она, как и некогда орды меченосцев, поляков и шведов, Фридриха и Наполеона, была разгромлена. Однако бациллы нацизма через десятилетия вновь проросли в раковую опухоль. В этой связи, как мне представляется, для нас особый интерес представляет отношение философа к Украине и украинскому сепаратизму. Этой проблеме он посвятил статью "Основы борьбы за национальную Россию". Она была написана им в 1938 году, но нетрудно заметить, насколько пророчески и актуально звучит сегодня. "Украина признается наиболее угрожаемою частью России в смысле отделения и завоевания, - писал Ильин. - Украинский сепаратизм есть явление искусственное, лишенное реальных оснований. Он возник из честолюбия вожаков и международной завоевательной интриги. Малороссы суть ветвь единого, славянороссийского народа. Эта ветвь не имеет причин враждовать с другими ветвями того же народа и отделяться в отдельное государство. Отделившись, это государство предает само себя на завоевание и разграбление иностранцам. Малороссия и Великороссия связаны воедино верой, племенем, исторической судьбой, географическим положением, хозяйством, культурой и политикой. Иностранцы, подготовляющие расчленение, должны помнить, что они объявляют этим всей России вековую борьбу. Не будет мира и хозяйственного расцвета при таком расчленении. "Национальная Россия не ищет ничьей погибели, но она сумеет ответить своевременно на всякую попытку расчленения и будет бороться до конца" Россия превратится в источник гражданских и международных войн на века. Расчленяющая держава станет ненавистнейшим из врагов национальной России. В борьбе с нею будут пущены в ход все союзы и всякие средства. Россия переложит свой центр на Урал, соберет все свои огромные силы, разовьет свою технику, найдет себе могучих союзников и будет бороться до тех пор, пока не подорвет вконец и навсегда мощь расчленяющей державы. Национальная Россия не ищет ничьей погибели, но она сумеет ответить своевременно на всякую попытку расчленения и будет бороться до конца. Всякой державе выгодней иметь Россию другом, а не врагом. История еще не сказала своего последнего слова..." Историческая память Утрачивая историческую память, люди ломают складывающиеся веками устои государственности, рушат социальные связи, низвергают обычаи и традиции общества, отказываются и от других исконных ценностей. И тогда веру подменяет сектантство.
...А в Москве в тот памятный октябрьский день 2005 года стояла ясная солнечная погода. Это был один из тех дней, что так гениально воспел Пушкин. В присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II под шум неторопливо падающих на землю листьев прах Ильина и Деникина был погребен в некрополе Донского монастыря со всеми, как подобает в таких случаях, почестями. "Уходят ли от постели больной матери? - вопрошал себя и своих соотечественников Ильин. - Да еще с чувством виновности в ее болезни? Да, уходят - разве только за врачом и лекарством. Но, уходя за лекарством и врачом, оставляют кого-нибудь у ее изголовья. И вот - у этого изголовья мы и остались". Это и про нас, сегодняшних граждан России. Подготовил Борис Ямшанов © Copyright: Владимир Денисов 3, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|