Планы, планы

Адвоинженер: литературный дневник

Интеллигенция, как особая ветвь мессианской традиции. Истоки традиции. Исторический анализ. Интеллектуальная и духовная грани. Онтология культурно-интеллектуального мессианства. Мысль и речь, мысль и деяние, мысль и коммуникация. Пространство и время. Авторитет и послушничество. Отрицание социального формализма. Дистанция власти. Дух творчества. Импровизация. Подвижничество. Истинная коммуникация. Гордыня и смирение. Толкование и интерпретация. Академизм и профессионализация.
Русская интеллигенция. Дворянство и разночинство, западничество и славянофильство, атеизм и богоискательство. Консерватизм и либерализм. Провинциальность и столичность. Жрецы и послушники.
Формирование социального субъекта. Радикализм и Революционность.Советский период. Революция и гражданская, большой террор, великая отечественная. Советское еврейство. Оттепель. Застой. Перестройка. Эмиграция. Конвертация смысла.
Южно-уральская традиция. Географический магнит. Аркаим. Европа-Азия. Железная дорога. Ссыльные и пришлые, этническое и религиозное многообразие. Православие, официальное и старообрядческое. Инженерный аспект. Эвакуация. Танкоград. Атомный проект. Оппозиция к столичности. Ускользание. Отсутствие последнего слова, вердикта или приговора. Открытость, внекарьерность и нонконформизм.


***


Все лучшее случалось за углом. В непосредственной близости от большого, но чуть сбоку. Если банкет, тогда курилка, дальний уголок стола, когда можно спиной к докладчику. Каптерка, закуток или лавочка, скрытая в кустах акации. Обособление, но так, чтобы ощущать поток - не отрываясь и не обрывая. Там, где потише и слышен голос человека. Немного левизны на правом фланге. Никакой коммерции, карьеры или сутяжничества, никакого бытово. Только главное. Чистый помысел, этическая безупречность, всеобщее благо и творческое горение. Любовь, дружба, высота духа, порыв и служение. Человечеству, науке, культуре. Добру, в конце концов. Чести и справедливости. Там, в романтических парах бытовало эгоистичное "я". Идеальное и безупречное, всечеловечное и оппозиционное любому принуждению, любому начальству - только высшие авторитеты. Жрецы науки, жрецы культуры или узники совести. Нравственный подвиг, профессиональная недосягаемость, широкая эрудиция и культурная высота. Инженер-исследователь. Почитатель Битлов, Кафки и Высоцкого с Окуджавой. Тарковского и Шукшина, Достоевского и Шекспира. Рукастый, головастый и неполживый, ироничный и сдержанный, слушающий и понимающий - единственная надежда на лучшую жизнь здесь и сейчас. Соль земли.


***


Умирает, стирается субъектность - нет внутреннего, невидимого, трансцендентного "я" только, наружное. Я есть, а далее следует перечисление, и если ранее полагали, что перечисляются видимости, признаки и феномены, то теперь это все. Остается травма, которую опять таки необходимо поднять на поверхность. Иное отсутствует. Вечности нет - только настоящее время, вместо психика, бога и веры давно нет, национальность и раса - суть периферия, пол изменчив, а традиция отвратительна. Поэтому эти признаки исключены из самоидентификации, и говоря о себе или смотрясь в зеркало люди видят Другое, тогда как истинное лицо не просто остается вне поля зрения, исключается возможность его существования. Застрявшие на полпути. Милые и хорошие.


***


Концепт. Восхождение к месту. Пространственная точка оживает, приобретает человеческое измерение, если становится участником истинной коммуникации. Разговор по душам, как обосабливающий место от остального мира волшебный луч - истинная коммуникация вырывает место из рутины, делая его существование значимым и одушевленным.


Идея. Найти пару-тройку симпатичных мест и снять их до и после. В случае "до", это будет иллюстрацией выбора - здесь уютно, красиво, удобно и так далее, а "после" - иллюстрацией преображения наблюдателя, поскольку именно здесь произошло то, что породило новый смысл в глазах смотрящего. Разумеется, показать сам разговор - отрывками, чередующимися музыкальными вставками. Можно между "до" и "после", и тогда музыкальный ряд будет иллюстрировать восхождение ,вершину и катарсис.


Общий посыл таков. Ищите своих, ищите смысл, ищите интересных людей. Разговаривайте, исповедуйтесь, слушайте и не бойтесь себя растратить на другого человека. Только тогда привычная неказистость, бесцветность и рутинность "обычного" или "обыденного" пробудится и расцветет. Станет родной и своей.



Другие статьи в литературном дневнике: