ТИ, семинар 2Субъект, группа, слой, класс или каста, которую привычно называют интеллигенцией, имеет с моей точки зрения лишь некоторое отношение к самой традиции, скорее отрицательное, традицию нарушающее и, или разрушающее. Создающее путаницу понятий и влекущее, как установление чужеродной иерархии, так и разрушение коммуникативной подлинности. Ученик – учитель, проповедник–прихожанин, исповедывающийся и пастырь, несущий дар и дар, принимающий, вот традиционные пары, при том, что в процессе самой коммуникации возможна, более того, желательна замена переменных, когда учитель обращается в ученика, а пастырь в паству. Нет и не может быть привычной иерархии начальник-подчиненный, сословно высший, низший или классово чуждый, ибо традиция совершается только тогда, когда человек не рассматривается средством. И если кто-то принцип нарушает – например, группа, где по определению иная структура, иерархия - традиция ускользает, оставляя кажимость. Министерство интеллигенции. Салон, круг, сфера. Чужая иерархия губительна для истинной коммуникации, но вполне пригодна для имитации таковой. Равно как и пафосная завершенность – непререкаемая правота и последнее слово. И опять приходит на ум музыка. Все идеально – оркестр, дирижер, зал. Великий композитор, замечательные исполнители, благородная публика. Казалось бы, результат предрешен – никак нет, не случилось истинной коммуникации, звука полно, а музыки нет, и никто ничего кроме усталости и раздражения не почувствовал. Или не получился откровенный разговор, хотя вся обстановка к нему располагала – удобные кресла, стильный интерьер, вино и свечи. Напротив, столкнулись на улице, зацепились, и три часа просидели на ближайшей лавочке, забыв о времени, пространстве и стране проживания. Человек, вовлеченный, увлеченный традицией, остается тем, кто он есть - мужчиной или женщиной, образованным или не очень, работником, другом, семьянином. Изменится может угол зрения или угол встречи с жизнью, кругозор или мировосприятие, но не статус или положение. Нет такой профессии, звания или статуса. Да, вовлеченность, прирастание от встречи к встрече, принятие за основу традиционного канона для самовыражения – этичность, сдержанность, терпимость, порядочность, помогает изживать хамство, осознать ответственность, в том числе профессиональную, и вместо чувства собственной важности озаботиться чувством собственного достоинства, вместо поверхностной броскости глубиной, вместо бесконечного "якания" признанием самобытности другого. Интеллигенция – это не люди, которые лучше, выше, умнее или порядочнее остальных - совершенно недопустимая точка зрения, это традиция, позволяющая устанавливать и поддерживать особый вид коммуникации, направленной на раскрытие сущего. И снова да, людей, долго и плотно находящихся внутри, видно – распознаваемы. Но сколько раз мы видели, что кто-то, кто казалось, не может ни жить, ни дышать без "высокого" или "духовного", в секунду становились иными - переворачивались на сто восемьдесят. Из "преследуемых", "непонимаемых", "инаких" или "гонимых" становились охотниками, пуще, палачами. Охотно, с радостной ухмылкой на «интеллигентном» челе. Каждая истинная коммуникация, есть вклад в традицию в целом и участника в частности. Обогащение, а приподнятое настроение, восторженная усталость и куча новых идей тому наилучшим доказательством. Источник роста и взросления, становления и творческого порыва. © Copyright: Адвоинженер, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|