Текст выступления на 35-летии ФК

Адвоинженер: литературный дневник

Казанско-Богородицкая церковь была заложена на основании грамоты, выданной в 1778 архиепископом Тобольским и Сибирским Варлаамом и построена в 1791–93 за городской чертой. Во времена Смуты икону считали покровительницей русских воинов-освободителей, и после освобождения Москвы от интервентов Дмитрий Пожарский разместил святыню в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке, а с 1649 года царь Алексей Михайлович повелел 4 ноября отмечать как День памяти Казанской иконы Божьей Матери. Фотографии 1,2


14 мая 1918 года на станции Челябинск произошёл мятеж легионеров чехословацкого корпуса, двигавшегося во Владивосток, для того чтобы оттуда отправиться в Европу. Чехословацкие военнослужащие разоружили отряд Красной гвардии, а затем, объединившись с силами адмирала Колчака, взяли власть в городе.
В результате действий большевистского подполья и боёв в окрестностях Челябинска убито более двухсот солдат чехословацкого корпуса, которые и были похоронены на Казанско-Богородицком кладбище города, и в сентябре 1918 года на территории кладбища была открыта памятная плита погибшим. Фотография 3
После отступления армии Колчака в 1919 году памятник был разрушен, кладбище закрыто, а церковь передана в пользование одной из общин верующих. В 1930 году церковь снесли. Тем не менее памятник «белочехам» восстановили, и приурочили к девяносто третьей годовщине образовании Чехословакии - 20 октября 2011 года. И да, он напоминает очертания первого памятника чешским легионерам. Фотография 4


Пока не требует поэта, к священной жертве Аполлон... Покровитель искусств, предводитель муз, предсказатель будущего, в период поздней Античности он олицетворяет Солнце, а на следующий день после смерти Пушкина в «Литературных прибавлениях к Русскому инвалиду» - издании которое выходило под редакцией Краевского, было опубликовано следующее: Солнце русской поэзии закатилось!
Сие извещение, как впоследствии было доказано, написанное В.Ф. Одоевским, изначально не имело авторской подписи, тем не менее вызвало гнев министра народного просвещения С. С. Уварова, и Краевский был срочно доставлен к председателю Петербургского цензурного комитета, который довёл до него недовольство: «К чему эта публикация о Пушкине?.. Но что за выражения! „Солнце поэзии!“ Помилуйте, за что такая честь?..»


1937-й. Год столетнего юбилея гибели Пушкина, отмеченного в Советской России с небывалым размахом - фигура Пушкина, до этого момента находившаяся в тени, в ходе февральских торжеств 1937-го заняла феноменальное место в советском пантеоне. Сияние вновь прославленного в лике советских святых поэта не просто затмило лики прочих советских культурных икон, но едва не сравнилось с сиянием «вечно живого» и «самого человечного человека» – Ленина. Но главное даже не это, а то, что с момента прославления Пушкина сама культура заняла в советской реальности еще невиданное ею место – национальная и русская, она встала в самый центр социалистических преобразований.
Незадолго до эпохального юбилея Г.П. Федотов в статье «Поэт Империи и Свободы», с изумлением глядя из Франции на расцветающий культ Поэта в СССР, емко подытоживал - возвращается империя, возвращается и поэт Империи
Решение прославить Пушкина в лике социалистического святого целиком и полностью принадлежит Сталину. По словам вождя народов, солнце Русской поэзии, закатившееся сто лет назад, вновь торжественно взошло над Советской Россией.
Правда, советский Пушкин оказался мало похож на себя настоящего. Он предстал ренессансным поэтом, гуманистом, атеистом, жизнелюбом, декабристом, революционером, демократом и врагом монархии. Но что любопытно, в этом перечне все неправда, однако это и не карикатура. Пусть сильно искаженный, но живой образ. Пушкинский культ, говоря словами Грамши, сцементировал народные силы, связав в едином культурном пространстве многонациональную страну и став, таким образом, мощнейшей имперско-объединяющей силой. Фотографии 8,9,10


Печально известный тридцать седьмой стал для кинотеатра имени Пушкина годом рождения. Расположившись в самом центре, кинотеатр, наряду с улицей Пушкина, парком и библиотекой, образовал Пушкинский уголок, я бы сюда добавил и гастроном, а первой картиной, которую показали в день открытия, была грузинская драма “Арсен”. Фотографии 5,6,7, 11


Вплоть до начала нулевых не было гардероба, на старых фотографиях видно, что люди сидят на сеансах в верхней одежде, а на его месте располагались кассы. За все время существования прежнего кинотеатра, то есть, до перестройки в стране и последующей перестройки в кинотеатре, от второго до первого этажа и обратно бегал маленький лифт - во время аншлагов перевозил десятикилограммовую бобину, что доставляла пленку с половиной фильма, прокрученную на втором этаже, на первый, пока в другом зале показывали вторую часть.


Кинотеатр построен по проекту института Союзкинопроект, архитекторы Я. Корнфельд - автор многих проектов, реализованных в Москве, Сталинграде, Рыбинске, Свердловске, Челябинске и Орле, в основном, кинотеатры, дворцы, клубы и дома культуры, но есть даже электростанция в Орехово-Зуево, например на Южном Урале воплощено три его проекта, Пушкин, кинотеатр им. Горького в Магнитке (50-й год) и дворец культуры металлургов в Аше, Т. Заикин - тоже известный мастер (многоквартирный дом на опорах на проспекте Мира в москве, гостиница Космос), привязка к местности архитектора Стыпалковского, оформление интерьеров архитекторов В. Бирюкова, Б. Петуниной, производитель работ А. Мурашкин.
Внешне кинотеатр похож на трактор. Декоративное решение фасадов сдержанное, выполненное в стилистике постконструктивизма, а композиция интерьеров решена по анфиладному принципу. Проектом были предусмотрены два буфета, а на балконах шахматная и оркестровая комнаты.


Пантеон. Храм всех богов, построенный в Риме между 118 и 128 годами нашей эры, в более точном переводе, «всебожественный», «относящийся ко всем богам или связанный с ними», он не был храмом в обычном смысле этого слова - династическое святилище, являющееся частью культа правителя эпохи Августа с посвящением Юлию Цезарю. Пантеон эпохи Адриана построен на основе пифагорейской нумерологии. Круговой план, полусферический купол, ориентация по четырём сторонам света отражают именно взгляды пифагорейцев на устройство Вселенной. Так Окулюс на вершине купола символизирует монаду и бога света Аполлона, а двадцать восемь рёбер, простирающихся от Окулюса - Луну, при этом, двадцать восемь, это число месяцев в пифагорейском лунном календаре. В 608 году византийский император Фока подарил храм Папе Бонифацию IV, который освятил его в честь анонимных христианских мучеников как христианскую базилику Святой Марии и Мучеников. И да, первое ноября - дата празднования дня Всех святых сдвинулась. Сошествие Святого Духа. Фотографии 12,13,14,15,16


Что сказать, первый двухзальный кинотеатр на Урале и второй в СССР. Он с первых дней работы стал любимейшим местом горожан - каждый час начинался сеанс, и всегда можно было посмотреть новый фильм, вдобавок, роскошное фойе с музыкой и буфетой. Красота.
С началом Великой Отечественной войны кинотеатр разделил с горожанами все тяготы военной жизни: показ начинался с восьми утра, а последний сеанс заканчивался в два ночи. Киномеханики не выходили из аппаратной сутками. "Секретарь райкома", "Она защищает Родину", "Фронт" - помните такое кино?
В День Победы смонтировав стационарную аппаратуру на грузовике, демонстрировали фильмы на улице всю ночь, и большая группа работников награждена медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."


После войны, в 1950-1980-х гг., само слово "кино-театр"оправдывало себя. Помимо традиционных кинопоказов, здесь проводились кинолектории, музыкально-литературные вечера, творческие встречи. Для каждого киновечера соответственно оформлялась сцена, а встреча с интересными людьми сопровождалась демонстрацией фильма. Очень часто в кинотеатре имени Пушкина после показа фильмов проводились встречи с киноартистами и режиссёрами, обсуждались премьеры, – говорит Тамара Александровна Либерман, – молодёжь любила бывать в здесь, особенно студенты медицинского института и ЧПИ. Собственно, поэтому и сложился молодежный киноклуб «Кентавр». Его инициаторами в середине 60-х стали студенты-медики Арнольд Астахов, Юрий Захаров, Михаил Рудковский, а руководителями - Евдокия Куприянова и Тамара Либерман. И зрители специально приходили пораньше, чтобы послушать музыку, пообщаться и даже потанцевать.


Каунов правда утверждал, что после своего бракосочетания в 1967 году они с Веруней пошли в Пушку слушать джаз-оркестр А. Кролла. Так и я помню "надежды маленький оркестрик", хотя по детству куда больше интересовался музыкой битлзов-патлзов - помню, удивился, когда услышал профессионально-эстрадную вокалистку... сказки Венского леса я услышал в кино, это было недавно, это было давно…


На вечерние сеансы было принято одеваться, как в театр. Чинно рассаживались на стульях в фойе, каждый номер сопровождали аплодисментами. Атмосфера не пафосная, скорее семейно-интимная, а оркестр — шестнадцать музыкантов, профессиональных и неравнодушных. И репертуар с хорошим вкусом. И.Г. Гитлин утверждал, что в самом начале, то есть с 1937 года и до войны, оркестр располагался на балконе второго этажа - это был малый симфонический состав с соответствующим классическим репертуаром, а дирижером был Семен Ароцкер.
Аврора Шполянская — певица. Выпускница челябинского музыкального училища, она пела в кинотеатре с 1953 по 1955 годы и ушла в культурно-просветительское училище, где преподавала двадцать два года, а потом еще шесть лет в первом педучилище. Обладательница красивого и сильного сопрано, выросшая в музыкальной семье - отец, Николай Гинц, пианист, композитор, писавший, кстати, и романсы для дочери, Аврора вела музыкальную гостиную в Еврейском культурном центре.
Были и в других кинотеатрах оркестры. В Родине играл оркестр народных инструментов под руководством Павла Анохина, а в Кировце - джаз, руководимый Михаилом Папашикой, который после закрытия коллектива возглавил оркестр в кинотеатре Пушкина, где раньше был Николай Архипов.
Что играли, что пели - популярную классику, эстрадный репертуар, много музыки из кинофильмов, а Кентавр все же в начале семидесятых закрыли, и только в 2001 он был возрожден. Фотографии 25,26


В 1997 здание кинотеатра будет поставлено на государственную охрану как памятник истории и культуры регионального значения, и за время своего существования он претерпит несколько реставраций и реконструкций - в 1963–64, а наиболее масштабная состоится в конце 1990-х гг. Правда, злые языки утверждают, что в две девятом по воле одного из челябинских мэров в здании кинотеатра едва не устроили мебельный салон с ночным клубом в придачу, и только благодаря вмешательству общественности объект культуры устоял. но я лично в это не верю - таких мэров нет, не было и не может быть. По определению


***


Деловая современность, народившаяся за два последних десятилетия поражает. Чем - в первую очередь, воспитанностью, и только за тем следует остальное. Интеллектуальная креативность, повышенная предупредительность, широкая эрудиция и неубиваемое чувство собственного достоинства. Никакого нарциссизма или так свойственного моему поколению чувства собственной важности, но как говорил Леонид Ильич, не буду голословным.
Недавно обратилась за помощью общественная организация. Даже не за профессиональной или оплачиваемой, человеческой - той, которая по зову души, которая из доверия, дружбы или желания.
Спасите, нервно дрожала телефонная трубка, на носу архиважное мероприятие, а у нас конь не валялся - ни ведущего, ни сценария, ни программы. Пожалуйста, приходите как можно скорее, вопрос жизни и смерти, очень ждем.
Побежал, хотя времени было в обрез, и за полчаса кое-как разрулили. Составили сценарий, дали раскладку по времени, определили аудио-видео-контент, что-то еще. Короче, поставили на рельсы.
На следующий день взбудораженный - шутка ли, нужен, вспомнили, рассчитывают - позвонил. Мол так и так, простите, что отрываю, сбивчиво волнуясь горячо лепетало пожилое недоразумение, у меня есть, что сказать, но лучше лично, с глазу на глаз, если конечно у вас найдется пять минут, идеи кое-какие обсудить, чтобы как лучше...
Перезвоню, торопливо-сердитым голосом резанула недовольная трубка.
День провел в лихорадочном ожидании - увы, обещанного звонка так и не последовало, а когда написал письмом - приношу извинения за назойливость, кое-какие фотокарточки сыскал, хотел показать, посоветоваться, к сожалению ваш телефон меня совершенно забыл, не изволите ли взглянуть - в ответ компьютер сытно отрыгнул ОК.
Век живи - век учись





Другие статьи в литературном дневнике: