Классовый подход

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Издательство Крафт+ переиздало крупный том работ под общим названием "Еврейские цари и первосвященники. Жизнь, быт и нравы". Составитель А.Р. Андреев. Перечислены девять изданий, на основе которых составлен этот том.
Восемь из них - работы конца девятнадцатого - начала двадцатого века. И только одна из них - История древнего Востока В.И. Авдеева - датирована 1953 годом. Из нее взята часть - Древняя Палестина, которой и открывается этот том.
Естественно, что я прочла ее с особым вниманием, и была просто ошарашена. Работа написана под "классовым углом"! Хотя чему удивляться, если она написана советским ученым, а классовый подход требовался от ученых в любой работе.
И все-таки, не поразиться нельзя. Вот лишь некоторые выдержки из работы Авдеева. "Буржуазные историки в своих трудах по библейской критике и "библейской археологии", стремясь всячески обосновать полную историчность всех библейских сказаний, пытаются установить "многочисленные случаи, когда библейские документальные данные находятся в тесной связи с археологическими открытиями".
Авдеев такой подход осуждает, потому что здесь возможны фальсификации древних текстов. Странная логика, ведь археологические открытия, наоборот, способствуют установлению истины. Тем более, что и сам отдельную главку посвящает раскопкам. Наверно, не нашел, где удобнее лягнуть "буржуазных историков".
При каждом "удобном случае" сказано и о социальном неравенстве в древней Палестине. "Аристократы( в древней-то Палестине - аристократы?) закабаляли бедняков, обращали их в рабство, что, конечно, должно было резко обострить социальные отношения".
"Особенно ярко выражается классовая основа древнееврейской религии в тенденциях к обоготворению царской власти и в той тесной связи, которая соединяла жречество с царской властью". При Моисее нечто подобное было, но Моисей не был царем, а цари еврейские в подавляющем большинстве вовсе не обоготворялись и не "сливались" с жречеством, а, наоборот, стремились всячески подчинить их своей власти.
Авдеев был известным египтологом. Может быть, его работы по Египту гораздо интереснее. Если в них он не так злоупотреблял "классовым подходом", в чем ему можно лишь посочувствовать. Как приходилось изворачиваться, чтобы добиться признания и успеха!
Но стоило ли открывать этой работой названную выше книгу? К сожалению, в голове после прочтения этой работы Авдеева мало что остается, кроме "классового подхода".



Другие статьи в литературном дневнике: