Игра словами

Галина Айзенштадт: литературный дневник

"В начале было Слово...". Эти строки, которыми начинается Евангелие от Иоанна, стали по-своему хрестоматийными. Слова вообще обладают необыкновенной силой:ими можно как вдохновить, так и убить. Они имеют множество оттенков и смыслов, и мы нередко ищем в них то, что кажется нам в них скрыто. Ибо скрытый смысл часто говорит больше, чем тот, что на виду.
Недавно я прочла книгу Матитьягу Глазерсона "Огненные буквы" с подзаголовком "мистические прозрения в еврейском языке".Именно с этими прозрениями я и хотела познакомиться, но, на мой дилетантский взгляд, никаких таких прозрений не увидела. Мудрецы древности (главным образом, каббалисты) занимались тем, что меняли буквы в словах, читали слово в разных вариантах, но все в конечном итоге сводилось к тому, что надо чтить и постоянно изучать Тору, быть преданным и послушным Богу, жить в чистоте и святости.
Но нужно ли для выражения этих мыслей "играть" словами?
Наверно, в любом языке можно играть словами и искать в них другие смыслы. Мне пришло в голову русское слово "красота". Из него можно извлечь, как минимум, десять новых слов:"сор", "тара", "кара", "сара", "роса", "асот", "тарас", "кора", "краса", "атас". И каждое имеет свой смысл, и, используя их, можно сочинить разные сюжеты.
Или взять такое " простое" слово - "дар". Прочитаем в обратном порядке, получится - "рад".
Ну а если в словах менять буквы, то, естественно, получишь и совершенно иной смысл. Но стоит ли это делать? Слова ведь не рождаются сами по себе, они результат многовековой (да что там - тысячелетней!) жизни.
Но больше всего в книге (как и в жизни) мне не нравится постоянное подчеркивание превосходства еврейского народа. Вот только одна цитата из книги:"Ради него (Исраэля) Бог сотворил небо и землю". А еще:"Если бы ее (Тору) не учил днем и ночью еврейский народ, Всевышний не стал бы творить небо и землю и законы природы".
Удивляет меня и то(не только в книге, но и в комментариях раввинов по радио и в СМИ), как превозносятся в святости Иаков, Давид и Соломон, хотя из Торы известно, насколько они были грешны. В цитируемой мной книге, между тем, написано:"Яаков гармонически соединяет в себе качества и отца, и деда во всей их красоте и великолепия, достигая нового качества - гармонии"; "Яаков был прост и совершенен. Яаков достиг такого духовного уровня, как Адам до грехопадения".
Ну и "общий" вывод:"Кто учит Тору, освобождается из-под власти материальных побуждений".
Увы! Живя в Израиле, постоянно видишь обратное. Коррупция, сексуальные преступления, различные махинации,- все это стало обычным делом для многих из тех, кто всю жизнь "положил" на изучение Торы. А приписка мертвых душ в иешивах, чтобы получить от государства больше средств, стала чуть ли не правилом.
В слова легко играть. А вот жить по совести - дело трудное, и не каждому знатоку Торы оказывается под силу.



Другие статьи в литературном дневнике: