Фрагмент

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Некоторое время назад израильские СМИ сообщили о том, что трое израильских ученых (один из них, кстати, репатриант из бывшего СССР) расшифровали фрагмент древней рукописи. Скорее, мини-фрагмент, ибо это был всего лишь "кусочек" размером три на пять сантиметров.
Каждый из троих расшифровывал его самостоятельно, но к выводу они пришли единому:речь идет о Ное и его сыновьях, а одна фраза выстроилась целиком:"Бог находился в палатке Сима".
Вероятно, это был тот период, когда после потопа делили землю между сыновьями Ноя. Ученые сделали это предположение, ссылаясь на идентичность фразы с такой же в тексте эфиопской Книги Юбилеев, которая считается предшественницей Библии.
На этом заметка об открытии израильских ученых в сущности заканчивалась. Я же решила прочесть Книгу Юбилеев. Меня давно занимает один вопрос:почему Бог без конца обещал отдать "эту землю" вначале Аврааму, затем - Исааку и Иакову, и, наконец, Моисею? Думаю, этим задавались и создатели Библии, и неслучайно в ней появилось "сообщение" Бога о том, что вначале его народ побудет четыреста лет в рабстве, а уж потом обретет свободу и обещанную им землю.
Но это, скорее всего, было вписано постскриптум, а факт неисполненных праотцам обещаний налицо:Авраам умер в земле Филистимской как странник("Я у вас пришелец",- говорил он при покупке пещеры Махпела), Исаак - в стране Гадер, скитаясь по разным местам земли Ханаанской, так же скитался и Иаков, а умер он, как известно, в Египте, хотя и был похоронен в родовой пещере.
Потом была история с Моисеем и Исход, но Моисею эту вожделенную землю так и не удалось увидеть:Бог не разрешил, как представляется, под вполне надуманным предлогом.
Естественно, вопрос о том, почему столь упорно Бог (а скорее - Боги)так внушал праотцам и даже требовал поселиться на той земле, на которой израильтяне в конце концов все же поселились, не может не интересовать, а Библия ответа на него по сути не дает, а если и пытается, то все сводит к сугубо религиозному аспекту.
А вот Книга Юбилеев, похоже, дает. В ней рассказывается, кому из сыновей Ноя и его потомкам какая была была дана часть земли. Хаму и его потомкам достались те земли, которые были ближе к Египту и дальше на восток. Однако Ханаану понравились земли Ливана и части Сирии, которые должны были войти в наследство Сима, и он их занял, а остальные сыновья Хама отправились дальше на восток. Хотя Ной, прежде, чем распределять земли, потребовал от сыновей дать клятву, что они не будут претендовать на земли других наследников. Но внук, и, видимо, не без одобрения Хама, нарушил обещание, и Ной проклял Хама, заявив, что тот будет в подчинении у Сима, и прославил Бога Сима, который, как известно, "был в палатке у Сима".
Жаль, что в Библии нет этого, столь объяснимого и драматического поворота событий. Они куда более интересны, чем бесконечные клятвы Богу, потому что объясняют все последующие события. И ту напряженную обстановку, которая сложилась после потопа в семействе Ноя.
В Библии же все сведено к тому, что Хам оскорбил отца, увидев его наготу. А двое других сыновей эту наготу прикрыли, и потому - праведники. И уже на этом "фундаменте" строится вся концепция последующих событий. Опять же, потому, что надо было построить религиозное учение.
Правда же жизни была в том, что более сильный и наглый Ханаан , не думая ни о каком Боге, захватил то, что ему понравилось. И даже Бог Сима, и потомки Бога оказались бессильными на протяжении многих сотен веков, а то и тысячелетий.
Однако от своего не отступились...



Другие статьи в литературном дневнике: