Конституция

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Израильский министр юстиции Ципи Ливни заявила, что иудаизм перестал быть тем, что "нас объединяет", и "стал тем, что нас разъединяет". Это заявление она сделала в связи с невозможностью принять светский закон о браках, поскольку этому препятствуют представители различных течений в иудаизме.
Сказанное Ливни у меня совпало с окончанием чтения книги Михаила Штереншиса "Многоликий иудаизм". Автор во вполне доступной форме показал, какие течения существуют в современном иудаизме, делая это весьма осторожно и довольно умело, никого прямо не критикуя. И тем не менее, для себя я сделала два вывода:самые реакционные религиозные верующие были и остаются в Израиле; существуют и другие течения в иудаизме, которые более современны, но они (это консервативные и реформаторские течения, родившиеся в США) никакого влияния в Израиле не имеют, поскольку ортодоксы, имеющие связи в политических и властных структурах, хода им не дают.
В общем, в очередной раз убеждаешься, какой коктейль-государство создали отцы-основатели. Такой, что министр юстиции вновь ставит вопрос об отделении религии от государства и необходимости принять Конституцию.
Подобные призывы звучали не раз в разные периоды страны, а воз и ныне там. И все потому, что правящей верхушке очень удобно вариться в этом коктейле, ведь если будет принята Конституция, будут четкие законы, которые надо будет соблюдать, а за их соблюдение держать перед обществом ответ.
При нынешней же ситуации всегда можно вывернуться из любого щекотливого положения, например,такого, как все дорожающее содержание канцелярии премьера. А с нужными людьми "договориться". Умение "договариваться" - одна из особенностей израильской политики.
И ортодоксы как раз те, кого подобная политика более чем устраивает. Поэтому их верхушка всегда в хороших отношениях с премьером, и за все годы премьерства Нетаниягу никто не слышал, чтобы он кого-нибудь из них покритиковал или осудил. И его приближенные -тоже. Вот недавно помещен под домашний арест главный ашкеназский раввин Израиля Мецгер. Его обвиняют в мошенничестве и коррупции, присвоении средств, собираемых на пожертвования. Подобные обвинения уже предъявлялись ему несколько лет назад, но дело было закрыто. Не произойдет ли подобное и сейчас?
А ведь все политики продолжали пожимать ему руки, не обращать внимания на разговоры о нечистоплотности Мецгера. Проще не обращать внимания, не замечать, чем высказать свою позицию.
Никогда израильские политики не высказываются по поводу неподобающих действий известных раввинов, которых обвиняли и даже судили за мошенничество, а, кроме того, за сексуальные преступления. Почти никогда они не комментируют и откровенно расистские высказывания многих из них.
Неудивительно, что ортодоксы распоясываются, чувствуя свою полную безнаказанность. Они - хозяева жизни, они навязывают светскому обществу свои правила жизни и поведения, которые касаются всего общества, но никак не правящей верхушки. Здесь все происходит в полном соответствии с правилом - рука руку моет. Так что усилия министра юстиции ни к чему не приведут, ведь премьер Нетаниягу вовсе не озабочен переменами, которые ограничат его власть.
В этом затхлом свете надежда на американских евреев, которые по старым традициям "старого" иудаизма жить не хотят. И хотя в Израиле их последователям хода стараются не давать, книга Штереншиса оставляет надежду, что когда-нибудь это случится.
Правда, не без мысли-вопроса:а не случится ли слишком поздно, когда под бременем плохо разрешаемых проблем государство Израиль просто рухнет?



Другие статьи в литературном дневнике: