Граждане писатели

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Из произведений писателя Захара Прилепина я прочла одно. Это было давно, а книга была одной из его ранних творений. И она мне не понравилась.
С тех пор мне книги Прилепина не попадались, поэтому не могу судить о его нынешнем творчестве. Зато могу судить о его гражданской позиции, читая его блоги в "Комсомольской правде":она чёткая, ясная и бескомпромиссная, и она мне нравится.
Попутно замечу, что там же я прочла размышления Гришковца, и от них осталось впечатление каши в голове,- не в моей, а автора. Такое ощущение, что выкладывал он свои размышления чуть ли не в горячечном бреду:и это плохо, и то не хорошо, и вроде так и надо, а всё-таки, нет, не годится...
Время сегодня такое, что требует открытой прямой позиции, как у Прилепина, хотя она не всем нравится. Недавно он удостоился первой премии в литературном конкурсе России, и в списке номинантов была и Алексиевич, которая заявила в интервью белорусской службе радио "Свобода", что ей неприятно находиться там рядом с Прилепиным, имея в виду его известную позицию по украинским событиям.
Алексиевич - человек, который всегда сидел и сидит на многих стульях, и говорит то, что от неё ждут, в зависимости от аудитории. Там, где "катят бочку на Путина", будет тоже "катить".
Ругают Россию и её народ,- тоже ругает, что не мешает ей влезать в российские конкурсы и печататься в российских изданиях.
В зависимости от обстоятельств, она то - российская писательница, то - белорусская. На месте Прилепина,-это ему должно быть неприятно находиться рядом с Алексиевич. Но он вряд ли вообще знает о том, что она говорит по его адресу.
Кстати, "знаковые" российские писатели, так дружно поначалу осуждавшие Россию за Крым, вроде бы поутихли. Народ, который они назвали "обезумевшим", сумел дать им отпор, что было для них явной неожиданностью:как так, не приняли их мнение, а они излагают истину в последней инстанции!
Один из них или правильнее - одна из них, Улицкая, особенно поразила и огорчила меня, поскольку книги её я люблю и прочла почти всё, что она написала. Но сегодня именно то время, когда "поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан".
Родина зовёт и требует! И это не пустые слова.



Другие статьи в литературном дневнике: