Из глаз - долой, из сердца - вон

Алишер Таксанов: литературный дневник

ТАШКЕНТ ВСТУПАЕТ В СТЕЗЮ «ХОЛОДНОГО МИРА» С ЗАПАДОМ


Изменение геополитической ситуации в Центральной Азии, а точнее смещение интересов Узбекистана от Европы и США к России и Китаю и, наоборот, этих стран к официальному Ташкенту, вызвали определенную реакцию в государственных органах Узбекистана, имеющих какое-либо отношение ко внешней политике. То есть, началась радикальная перестройка схемы взаимоотношений правительственных структур c международными организациями, патронирующих Западом, которая базируется на более жестких и строгих мерах.


Такая негативная реакция вызвана, как считют в правительстве Узбекистана, дискриминационными шагами со стороны Запада, в частности, ведения санкций и ограничений. Официальные эксперты заявляют, что есть есть попрание суверенитета и независимости страны, фактом вмештельства во внутренние дела, тем более поддержкой радикально настроенных сил, экстремистов, стремящихся свергнуть конституционный строй.


Нынешняя жесткая доктрина правительства Ислама Каримова проводится по нескольким направлениям:
- дипломатические контакты;
- торгово-экономическая стреда и инвестиции;
- военно-политическое сотрудничество;
- гуманитарный взаимообмен.


Первое направление предполагает изменение дипломатических отношений, например, снижения числа сотрудников в узбекских зарубежных представительствах Министерства иностранных дел, Министерства внешних экономических связей, Национальной компании «Узбектуризм», Банка внешнеэкономической деятельности и др.
Как стало известно из информируемого истоника в МИДе Узбекистана, начался процесс ротации сотрудников дипломатических представительств с гражданских лиц на тех, кто представляет спецслужбы. Ожидается, то до 100% персонала дипмиссий в европейских странах будут представлены кадровыми работниками Службы национальной безопасности или ГРУ Министерства обороны. Этим самым Ташкент подтверждает трезис, что начинается более активная разыведовательная работа на европейском континенте и, возможно, она будет проходить в партнерстве с Москвой.


С другой стороны, планируется расширить штат посольства Узбекистана в России, причем за счет увеличения доли сотрудников Министерства обороны. Речь идет о восстановлении должности атташе по военным вопросам и его персонала (возможно, до 4 человек), которые должны заниматься углублением военных связей. Такое же ожидается в отношении миссии в Пекине. Скорее всего, Ташкент намерен укреплять военно-политическое сотрудничество со странами, входящими в ШОС, то есть с блоком, противостоящему НАТО и другим европейским структурам, и имеющему ресурс ответного давления. Ислам Каримов готов спрятатться под российско-китайский «зонтик» от «дождя» требований западного сообщества.


Кроме того, началась замена послов в некоторых странах, считающихся самыми важными направлениями внешней политики. Так, 3 декабря 2005 грода Сенат Республики Узбекистан своими постановлениями освободил от должностей руководителей дипмиссий в Германии (Исана Мустафаева), Таджикистане (Бахтияра Урдашева), Пакистане (Анвара Салихбаева), Украине (Равшанбека Алимова), Франции (Хамидуллу Караматова). Известно, что подавляющее число из них были гражданскими чиновниками, в частности, Х.Караматов входил в состав правительства, а Б.Урдашев был ученым, который занимался культурными аспектами еще в бытность Советником в Посольстве Узбекистана в Москве.


Другое дело Равшанбек Алимов – бывший директор Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан, и он, безусловно, входит в номенклатуру СНБ. Видимо, ему поручены новые задачи в связи с его переходом из Украины во Францию. Какие именно – гадать не стоит, это уже итак ясно, исходя из специфики его предыдущих мест работы. Понятно, что Украина – мятежная, по разумению Ислама Каримова, республика теперь входит в «черные списки», и там будет представлен, скорее всего, новый «стратег» из СНБ. А Франция – это точка соприкосновения Ташкента с Европейскими Союзом (Европарламент), где требуется более тонкая и хитрая дипломатия. Здесь ставку делается на аналитические возможности посла и детально проработанные им схемы действия. Возможно, Р.Алимов будет развивать совместно с резидентом СНБ сеть экспертов из числа французских граждан.


В Кувейт направлен Абдурафик Хошимов, а в Таджикистан – Шокасым Шоисламов, которые в разные периоды также выполняли миссии спецслужб. Ш.Шоисламов вообще известен как самый изворотливый чиновник, умеющий работать на противоречиях между странами и получать необходимый результат. Именно он стоял у истоков антироссийской политики в 90-х годах, будучи заместителем министра иностранных дел, а затем, трансформировавшись послом в Москве, наоборот, стремился сблизиться с Россией назло западным странам. Нетрудно догадаться, то его миссия в Душанбе – это установка Каримова на сближение с соседом и партнером по ШОС, урегулирование минной проблемы.


Между тем, жесткая линия наблюдается и в отношении тех западных и международных представительств, которые аккредитованы в Узбекистане. В октябре месяце 2005 года руководитель МИДа издал приказ о снижении интенсивности контактов с европейскими посольствами, различными миссиями США, Европейским банком реконструккции и развития, а также некоторыми организациями ООН. Как отметил источник во внешнеполитическом ведомстве, директива исходила из Аппарата Президента, где, как известно, формируется внутренняя и внешняя политика правительства. Каждый сотрудник, имеющий статус дипломата, подписался в бумагах, что ознакомлен с требованиями министра, которые включают в себя следующее:


- недопущение несанкционированных встреч, переговоров, осуществленние телефонных звонков и других контактов с представителями западных миссий;
- по-возможности, не отвечать на их письменные запросы, ноты, если на это не дает разрешение высшее руководство;
- тема переговоров, если на них настаивают, должна быть оговорена заранее, и на их проведение необходимо получить согласие от высших инстанций;
- чиновникам МИДа запрещается посещать торжественные и иные мероприятия, организумые западными структурами (праздники, презентации, «круглые столы» и т.д.), если это не требует специально оговоренная позиция (утвержденная Аппаратом Президента).
Такая линия характеризует позицию Ташкента в отношении западных миссий как «холодный мир» и тактика «выживания».


Второе направление – переориентация внешней торговли с дальнего зарубежья опять на рынки СНГ, в основном Росию и Казахстан, а также усиление инвестиционных ожиданий из Китая. Следует заметить, что Пекин уже осуществляет сертьезные капиталовложения в Узбекистан, Россия осваивает здесь нефтегазовые проекты, Казахстан предоставляет льготные тарифы за транзит по своей территории. В обратном направлении увеличиваются поставки хлопка, металлов, энергоресурсов, то есть того, в чем остро нуждаются новые партнеры-защитники. Практически реализуется политика «Сырье за охрану».


Объемы таких отношений можно определить по статистическим результатам внешней торговли за 2005 год. Но уже сейчас Министерство внешних экономических связей планирует на следующий период интенсификацию торговли со странами СНГ, в основном с Россией, Казахстаном, Таджикистаном. Итоги девяти месяцев 2005 года показывают увеличение товарооборота с этими госудрствами.


Третье направление – это сотрудничество в рамках интеграционных блоков. Ташкент дал согласие на слияние ОЦАС (Организации Центрально-Азиатского сотрудничества) с ЕвроАзЭС (Европейско-Азиатским Экономическим ообществом), что фактически подразумевает просто переход Узбекистана из одной структуры в другую. Усиливается значимость Шанхайской группировки, особенно в борьбе с терроризмом, под которым теперь понимается и противодействие «цветным революциям», «радикальному демократизму», «правам человека» и т.п.


Четвертое направление связано со сворачиванием в Узбекистане негосударственных педставительств. Первой «ласточкой» в этом стал Институт Открытое Общество – Фонд Содействия (иначе именуемый как Фонд Сороса), закрытый по распоряжению властей в 2003 году. Затем в судебном порядке в 2005 году была приостановлена деятельность организаций «Интернюс» и «Айрекс», занимавшихся образовательными и другими гуманитарными программами.


Кроме того, дискриминация пошла и по отношению к национальному «третьему сектору». Так, те ННО (неправительственные некоммерческие организации), которые получали гранты из Европы или США, уже ощутили на себе жесткое давление правительства. Первые репрессии начались в 2004 году, когда, например, власти пытались подчинить женские движния Республиканскому комитету женщин, возглавляемому вице-премьером Светланой Инамовой. Вторая волна пошла после событий в Кыргызстане (март 2005) и она усилилась в связи Андижанским восстанием (май). Тогда было закрыто огромное число ННО, причем, исключитльно в принудительном порядке. С декабря 2005 года пошла третья волна, и она направлена на тех, кого не успели или не смогли «сломать» ранее.
Ислам Каримов дает четко понять иностранным и национальным гражданам, что не потерпит никакого давления на свой режим. А значит, авторитаризм будет усиливаться на фоне умирающего сотрудничества с Западом.
(17.12.2005)



Другие статьи в литературном дневнике: