Кадровые перестановки в правительстве

Алишер Таксанов: литературный дневник

Весна в Узбекистане началась с перестановками в исполнительной власти, о которых судачат или в кулуарах чиновничьих структур, или в безбрежных просторах Интернета, но никак не в официальной прессе. Вообще на эти темы наложены табу, если, конечно, нет приказа свыше начать «поливать грязью» какого-то провинившегося перед властями чиновника. И поэтому никто из экспертов не может дать точной оценки, в связи с чем произведены очередные рокировки в правительстве, ведь совсем недавно – летом 2005 года - они уже происходили.


Вот, например, 3 марта 2006 года от обязанностей вице-премьера был освобожден Уткир Султанов, который курировал такой массивный участок, как отрасли машиностроения, черной и цветной металлургии, нефти и газа, геологии, электроэнергетики, производства химической продукции, стандартизацию и метрологию, государственные и мобилизационные ресурсы. Вместо него назначен руководитель «Узбекэнерго» Эргаш Шоисламов.


Безусловно, в последние годы эти базовые отрасли республики дают сбой, динамика их развития не вписывается в сказку об экономическом росте, в концепцию устойчивости узбекской модели, которая внушается гражданам республики уже с пеленок. Дело в том, что управление такими серьезными предприятиями невозможно не только без хорошего менеджмента, но и внушительных инвестиций. Между тем, менеджмент всегда основывался на продуманных и эффективных законах, а они у нас, как известно, обладают сплошными изъянами. А про инвестиции, особенно иностранными, в последние годы похвастаться нечем. Ну, конечно, есть российские, китайские и обещают южнокорейские, но достаточно ли их для национальной экономики Узбекистана, где проживает 26 млн. человек? Естественно, нет. Особенно учитывая узкокорыстные и непрозрачные направления таких инвестиций.


Однако перестановку кадров наивно рассматривать только в рамках неудач отраслей народного хозяйства. Дело в том, что они также обязаны работать на личные карманы, а вот с этим У.Султанов явно не справлялся. Видимо, ручейки его финансовых вливаний в закрытые фонды были недостаточными для масштабных теневых операций И.Каримова. А у того впереди – выборы. Как же их проводить без серьезной идеологической и организационной кампании, когда западные радиоголоса и Интернет делает все, чтобы внести «смуту и разброд» в узбекское общество, а также семена недоверия.


Официальных ресурсов явно недостаточно. Административный механизм не справляется. Пропаганда хромает. Спецслужбы не успевают «выводить» из строя недовольных. И, видимо, США и Европа приложат немало усилий, чтобы выборы в Узбекистане не пошли по тому сценарию, который начертал великий путеводитель в не менее Великое будущее. И тут сбои дают экономические каналы… Вполне возможно, новый вице-премьер уже отличился успехами на всех «фронтах» энергетики, хотя страна испытывает постоянные перебои с энергообеспечением, особенно в зимнее время и в глухих районах. Успехи, конечно, одного направления – финансового.


Нужно заметить, что перестановка «шахматных фигур» имеет ярко выраженное постоянство, то есть никто не успевает глубоко пустить корни в свои ведомства и зарости мхом. Ислам Каримов бросает верных чиновников с одного фронта на другой. Можно предположить, чтобы там не образовались более-менее устойчивые группировки против клановых интересов, не создавались условия для оппозиции. Хотя понятно, что даже в высших эшелонах власти она существует. И дворцовые перевороты делаются обычно приближенными придворными. Может, поэтому И.Каримов не дает никому приблизиться друг к другу, стравливает их с особым постоянством.


Но недавно произошла еще одна рокировка в шахматной игре: 11 апреля 2006 года министром экономики назначен Батыр Ходжаев, сменивший Вячеслава Голышева, который указом президента вернулся на должность госсоветника. Следует подчеркнуть, что В.Голышев был также и вице-премьером, тогда как этот статус не предоставлен Б.Ходжаеву (по некоторым сведениям, он отдан Рустаму Азимову – министру финансов). Явный приоритет финансовой составляющей над общей экономической говорит о проблемах работы всех отраслей экономики на обеспечение доходности бюджета страны. Видимо, Р.Азимов будет выдавливать из других министерств и ведомств нужные «вливания». Перед выборами нужно показать успехи экономики и социального благополучия и через повышения размеров пенсий и пособий, заработной платы для госслужащих, чтобы стимулировать получение положительных голосов избирателей. Кстати, сам Б.Ходжаев ранее возглавлял Государственный налоговый комитет, и переход его в Минэкономики – хорошее подтверждение тезиса о том, что народное хозяйство будет развиваться за счет налогового ресурса страны.


Мимо официальной прессы прошли сведения о снятии с должности министра внешних экономических связей, инвестиций и торговли Алишера Шайхова. Этот сектор также является одним из приоритетных в теневых потоках, поэтому им руководили наиболее приближенные к президенту личности. Однако А.Шайхов не оправдал доверие: вместо того, чтобы изыскивать новые статьи поступлений в страну (то есть в частные карманы) и для президентской гонки, он наоборот приступил к изучению схем поставок хлопка, энергоресурсов, где полным-полно всяких нарушений, чем вызвал раздражение у теневиков. Более того, как говорят некоторые эксперты, он не сумел продать хлопок по фьючерсным контрактам, на складах которых скопилось более 800 тыс. тонн. Естественно, излишняя расторопность в одном и нерасторопность в другом министра вызвало подозрение у параноика А.Каримова в том, что тот копает под него. Последовал указ о возвращении А.Шайхова обратно в Торгово-промышленную палату, самую бесполезную структуру государства.


Еще рокировка: Умар Исмаилов, долгие годы работавший 1-м заместителем Госсоветника по кадрам, освобожден от должности. Видимо, кадровые неурядицы списываются на более «мелких» чиновников, которые не умеют улавливать политические тенденции или увязли в каких-то передрязгах. В 1994 году госсоветник по кадрам Ю.Умурзаков был арестован, якобы, за коррупцию в кадровой политике, так что этот сектор находится всегда под бдительным оком президента и его спецслужб.


Но вернемся к госсоветнику В.Голышеву. Будучи этнически неузбеком, он не имел национальной основы для укрепления личной власти в госструктурах (а в условиях Востока это большой минус), это – человек, который не обладает к тому же менеджерскими способностями, и никогда не руководил промышленным предприятием. За ним никогда не стояли серьезные люди (кланы, мафия), поэтому он не имел авторитета в правительстве и степени влияния на окружающих, в том числе и коллег-министров. Все понимали, что В.Голышев был экспортирован в управление, чтобы сбить спесь с некоторых высоких чиновников, показать, что на самом деле властью обладает только один человек в стране, какие бы ставки не делались на региональные группировки. На самом деле этот человек – идеолог всей экономической системы И.Каримова.


Он получил этот статус, работая в Институте стратегических исследований еще в начале 90-х годов. Тогда он продемонстрировал президенту умение обеспечить политическую основу любых действий «патрона», именно с его руки появились термины как узбекская модель развития, пять принципов реформирования, а также множества книг, где объясняются в теории все шаги И.Каримова (не всегда они доказываются практикой – а это, впрочем, не столь важно для процесса оболванивания). Одно время он возглавил группу из сотрудников института (Д.Ташкулов, Р.Жумаев, А.Таксанов, за исключением последнего эксперта двое получили благодарность в виде повышения по службе), которые писали для И.Каримова книгу об успехах узбекского выбора под названием «Узбекистан, независимость, 1993 год». Книга не прошла, но В.Голышева заметили. С тех пор он пересел в кресло Госсоветника (был также заместителем Госсоветника, то есть самого себя) и вел серьезную работу по укреплению политэкономии президента. Кстати, во Всемирном банке этого человека считали слабым экономистом, видимо, делая упор на отсутствие практического опыта в управлении производством, банковским сектором, финансами, а просто теоретические знания мало что значат для этого межправительственного финансового института.


Но почему же В.Голышев вернулся в Аппарат президента? Это понятно – для обеспечения хорошего имиджа И.Каримова в президентской кампании, которая стартует уже летом. Нужна новая концепция, программа, проекты, а это может сделать только проверенный и квалифицированный идеолог, который себя зарекомендовал в предыдущих мероприятиях. В статусе вице-премьера он не устраивал «человека, определившего эпоху», ведь к тому же, этот пост обязывал обеспечивать и определен
ные капиталовложения в теневой карман, и поэтому этот процесс перекинули на практика…
Как-то мимо общественности прошло и еще одно назначение: 13 марта на должность президента Академии наук был утвержден Шавкат Салихов. В стенах этого уважаемого заведения говорят о том, что получено задание сверху привести все общественные исследования и науки в плоскость идеологии национальной независимости, то есть противопоставить процессу инакомыслия в научной среде новые контридеи и механизмы, и передавать в высшие инстанции «крупинки золота», которые могут обеспечить хороший ход избирательной кампании.
Можно предположить, что кадровые перестановки ко второму полугодию 2006 года еще будут происходить.
(19.04.2006)



Другие статьи в литературном дневнике: