От крайностей в крайность

Алишер Таксанов: литературный дневник

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА ПРОТИВ ЛЖИ В ИНТЕРНЕТЕ


«В Узбекистане скептически относятся к концепции реформ, предлагаемых специалистами Запада, и в то же время с большим интересом обращаются к опыту ряда других стран», - так начал свою статью «Не в свои сани не садись» Саид Сулайманов, которая была опубликована на сайте «ЦентрАзия.РУ» 12 апреля 2005 года.


Автор разоблачает некого Сафара Абдуллаева, который с постоянной частотой выбрасывает на пространство Всемирной киберпаутины сведения о предстоящих репрессиях в Узбекистане. Нужно быть столь наивным и глупым, чтобы проглотить этот бред и не почувствовать лжи, и в этом отношении я согласен с мнением С.Сулайманова. Правда, некоторые журналисты, перепугавшись насмерть, поверили этой информации и даже обратились к руководству МВД за пояснениями, мол, неужели это правда, и нас ожидают наручники, решетки и скорый суд? И получили соответствующий ответ: опубликованная статья на «ЦентрАзии» далека от реальности. Я не стану комментировать эту информацию, ибо здесь итак все ясно.


Вопрос в другом: почему на свет рождаются такие бредовые материалы, и которые привлекают внимание людей больше всего? Как говорил теоретик гитлеровской пропаганды доктор Геббельс: в чудовищную ложь люди поверят быстрее, чем в простую истину. Проблема заключается в том, что официальная идеология также далека от нужд и чаяний населения, как и бред С.Абдуллаева от правды. Государственные СМИ ежедневно и ежечасно вешают центнеры лапши о том, как быстро республика движется к Великому будущему и как велика роль «человека, определившего эпоху» в истории страны. При этом приводятся различные факты и аргументы истинности этих идеологических установок.


Безусловно, пресса, как и идеология правящего режима, не могут отражать реальность наших дней, и люди давно с усмешкой слушают и смотрят на то, что льется по радио- и теле эфиру, печатается на страницах различных изданий. Там все застыло в духе 70-х годов: слава руководству, народ семимильными шагами идет в светлое будущее, мы – самые, самые, самые... А при этом население все больше впадает в нищету, его трудоспособная часть мигрирует в более богатые страны, а оставшаяся тихо протестует на кухне. И в этот момент люди верят в то, что говорят и пишут в свободном от цензуры месте – в виртуальном пространстве. Увы, но и там вспыхивают информационные баталии: кем-то из оппозиции придумывается что-то несусветное, в ответ власти блокируют эту информацию или, в свою очередь, пишут не менее несусветную чушь.


Конечно, у нас – бесправное государство и бессовестное правительство, но использовать идеологические методы нынешнего режима – это, значит, уподобляться ему. С.Абдуллаев, может и хотел достичь праведных целей, однако оказал медвежью услугу политической оппозиции, использовав недозволенные способы борьбы – ложь и обман. И теперь у власти есть моральное право тыкать независимых журналистов мордой в кучу, мол, вы все такие.


В тоже время я хотел бы обратить внимание читателей-свидетелей информационных войн на другой сюжет, связанный с ответом на статью С.Абдуллаева. Предлагаю пройтись по строкам С.Сулайманова, который, в свою очередь, стал воспевать успехи узбекской модели в духе коммунистической пропаганды. Ну, судите сами:


С.Сулайманов заявляет с первого же абзаца: «Перспективы экономического роста Узбекистана президент и его окружение связывают с умелым использованием республиканского промышленного потенциала, материальных ресурсов, сырья и золотого запаса».


Мне трудно обнаружить, как президент и его окружение умело используют промышленный потенциал, ибо до сих пор не все заводы и фабрики смогли подняться до уровня советских времен, хотя критикой прошлого власти хотят закрыть ими же наделанные экономические дыры и просчеты. На ладан дышат многие машиностроительные предприятия, в застое отрасли легкой и обрабатывающей промышленности, энергетики. Мало кто из людей сведущ в том, на что тратятся материальные ресурсы страны. Я больше вижу помпезные административные здания органов власти, бронемашину и эскорт президента, в то время как в больницах не хватает лекарств, оборудования, учителям с перебоями выдают итак мизерную зарплату. Я уже не буду говорить про сырье и золотой запас – точные данные держатся в секрете. Если Узбекистан производит их в большом объеме, то почему так бедно государство и население? 30 долларов в месяц – средний уровень дохода, и это разве есть «перспективы экономического роста»? Несколько странное видение…


«Взятый курс руководством Узбекистана на широкую либерализацию в экономике привлекает зарубежных инвесторов. Нет нужды перечислять уже имеющиеся контакты с Южной Кореей, Францией, США и другими странами», - пишет далее С.Сулайманов. Правда, он не уточняет, что правительство постоянно расширяет «благоприятный инвестиционный климат», а зарубежные капиталы почему-то ориентируются на Казахстан. Более того, узбекские предприниматели стремятся перебраться в Алматы и подальше на север. Узбекистане не замечает, как собственные внутренние инвесторы предпочитают другие рынки приложения капитала, труда, материальных и финансовых ресурсов, нежели родина. И нечего их винить в отсутствии патриотизма – это рынок, а он диктует свои законы, мало совместимые с идеей национальной независимости.


Ну, а если говорить о контактах с развитыми странами, то и Нигерия и Зимбабве имеют такие же связи, а может и более эффективные. Лучше скажите, что туда мы экспортируем – сырье или готовые изделия? А что импортируем? Стоит взглянуть на товарную номенклатуру, как все становится ясно – мы такая же банановая республика, как и любая другая в Африке.


А вообще, в нашей стране почему-то действует около 60% зарегистрированных совместных предприятий, но мало кто интересуется: а что с остальными 40%? Правительство хвастается, что привлекло интерес крупных иностранных компаний, но ведь рынок – это мощь не крупного капитала, а мелкого. Малый и средний бизнес составляет основу и силу экономики США, Франции, Германии, Японии, но их-то в нашей стране представлено не столь много. Свою нишу должны находить и те иностранцы, которые с 10 тыс. долларами приходят на узбекский рынок, инвестируют в производство и успешно развиваются. И если они здесь защищены и уверены в будущем, лишь тогда сюда придут настоящие крупные инвесторы. А так в Узбекистане действуют только те западные корпорации, которые сумели наладить тесные контакты с некоторыми высокими чиновниками в правительстве и получили от них «крышу». Разве история «кока-кольщика» Мансура Максуди не пример?


Меня также поразила прямолинейная фраза: «Устойчивая государственная власть и опора на местные органы самоуправления дают возможность успешно реализовывать все намечаемые реформы».


Назовите мне хотя бы одну успешную реформу, которая бы обеспечила реальные сдвиги в экономике Узбекистана. Приватизация? Разве те, кто приобрел бывшую госсобственность, реально владеют ею? АО – это новая форма т.н. «прихватизации», когда фабрики и заводы искусственно банкротятся и скупаются кланами. Мелкие предприниматели находятся под колпаком милиции, налоговых служб, таможни, санэпидемстанций и других контролеров, где сотрудникам мало зарплаты и они ищут «приработок».


Сельское хозяйство? Разве фермеры вольны сами производить те культуры, которые обеспечат им рентабельность и больший объем дохода? На них до сих пор как оброк висит хлопковый госзаказ.


Реформа образования вызывает один смех: практически все предметы, даже технические и естественные, политизированы идей национальной независимости. Студенты больше читают речи Ислама Каримова, чем учебники по анатомии или сопротивлению материалов.


«Мало вероятно, что Узбекистану удалось бы создать процветающее независимое государство, чей авторитет давно признан на мировой арене, если бы в республике не удалось сохранить политическую стабильность и межнациональное согласие», - продолжает С.Сулайманов.


Боже ты мой! С каких это пор Узбекистан стал процветающим государством? Как можно стать таким, если около 40% населения живет за чертой бедности? Господин Сулайманов, взгляните на сборники Всемирного банка, где дается рейтинг экономического положения 180 государств. Там мы далеки от тех стран, которые признаются процветающими.


Да о каком авторитете Ташкента на мировой арене идет речь? 99% населения мира даже не предполагает, на какой части карты Земли расположено государство, где живет «человек, определивший эпоху». Зато Узбекистан знают как объявившего бойкот Кубе, как установившего мины на границах с братскими соседями, как бомбометателя кыргызского кишлака, как авторитарное государство, в конце концов, где подавляются права и свободы граждан. И где коррупция - одна из самых высоких в мире.


«Их поддержанию способствуют национальные особенности узбеков: уважение к сильной власти, терпимость, коллективистские начала», - а эта фраза С.Сулайманова ближе к феодальной теории национальной независимости. Именно такими фразами говорили диктаторы других государств: Франко – об испанцах, Пиночет – о чилийцах, Муссолини – об итальянцах, Гитлер – о немцах, Сталин – о советских гражданах. Для большей убедительности прочитайте газету «Нейтральный Туркменистан» или издания большинства африканских стран, чтобы убедиться, что эта теория ныне имеет практику во многих отсталых регионах мира.


С.Сулайманов утверждает: «С другой стороны, эти особенности могли и не иметь никакого значения, если бы власти не предприняли усилий для сохранения стабильности. Может поэтому не всем по нраву проводимая в этом направлении политики правительства, его жесткий курс по отношению к всякого рода т.н. "политоппозиционерам", который, естественно, не прошел незамеченным за пределами Узбекистана. Как следствие - популярность в средствах массовой информации за рубежом темы о нарушении прав человека. И как ни печально сознавать, таких "поборников справедливости", к сожалению можно встретить и среди нашей журналисткой братии».


О нарушениях прав человека говорят не какие-нибудь там желтые газетенки, а вполне солидные издания, а также международные организации, в числе которых ООН, ОБСЕ, «Хьюман Райтс Вотч», журналистские движения, объединения ученых, врачей… Сама узбекская действительность создала т.н. «политоппозиционеров», и тут следует винить самого Ислама Каримова, а не тех, кто недоволен попиранием их прав, гарантированных Конституцией.


Я не вижу искренности в том, что «власти предприняли усилия в обеспечении стабильности». Ислам Каримов закрутил гайки, но такая стабильность – явление временное. Уже грохнуло в Грузии, на Украине и в Кыргызстане, где пытались применить кое-что похожее из «узбекской модели». И как бы не успокаивал себя и свое окружение президент, мол, у нас такое невозможно, между тем взрывоопасный потенциал растет у него под носом. А если бабахнет (а вероятность этого высока), то мало не покажется. Увы, это будет не мирное разрешение социального конфликта, а кое-что похуже, известное, кстати, из учебников истории, и тут не поздоровится уже нам всем – и простым людям, и чиновникам, и бизнесменам, и коррупционерам. Жаль, что С.Сулайманов этого не заметил. Он среагировал лишь на явную дезинформацию, появившуюся в «ЦентрАзии».
(19.04.2005)



Другие статьи в литературном дневнике: