Правда о здравоохранении

Алишер Таксанов: литературный дневник

Сегодня разговаривал с перуанкой Терезой. Речь зашла о системе здравоохранения в Перу и Швейцарии. Женщина говорила, что здесь медицина отличная и есть возможность получить врачебную помощь.
- В Перу не так? - спросил я.
- В Перу система здравоохранения просто отвратительная. Люди в больницах часами и днями ждут помощи, умирают, но пока их родственники не оплатят счета, врач к больным не подойдет. Если человек упал на улице, то никто не вызовет карету "Скорой помощи". Потому что за все это нужно платить... А у людей денег мало. Так что высшая ценность в Перу - здоровье...
- В Швейцарии тоже нужно за все платить, это капитализм, - резонно заметил я. - Здесь есть страховка, а без нее ни один врач не примет тебя. За нее я в месяц плачу на всю семью больше 800 франков. Страховка оплачивает 90% расходов, но все равно плюс 10% приходится мне платить дополнительно. Страховка позволяет женщине обращаться к гинекологу 1 раз в полтора-два года, а у нас можно было ходить хоть каждый день! И это еще не все. К примеру, страховка не покрывает стоматологические услуги - не знаю, почему, - дантисту нужно платить напрямую. Летом у меня разболелся зуб, но была пятница, наш врач в этот день не работал. Обычно он посылает счет нашему "гемайнду" (орган местного управления), который оплачивает мое лечение - такова отработанная схема. Лечение одного зуба стоит от 300 до 500 франков, такое себе позволить может не каждый, если он зарабатывает всего лишь 10-20 франков в час. Мне пришлось в субботу идти в город, а там меня местные дантисты не знали, и сказали, что пока я не оплачу лечение, врач не займется мной. У меня страшно болел зуб, аж слезы шли, а медсестра заявила, чтобы я ехал в Цюрих и в каком-нибудь госпитале просил бесплатной помощи. А это нужно потратить не меньше 2-3 часов и не факт, что там меня примут. Короче, или подыхай, или плати! У меня были наличные с собой, и только за удаление зуба я заплатил 250 франков!
- Так вот, к чему это я говорю... Я жил при коммунизме. У меня в квартале Ц-1 в г.Ташкенте была расположена поликлиника, и два раза в год я там проходил диспансеризацию, то есть обязательный врачебный контроль. Если что-то не так со здоровьем, то меня лечили амбулаторно в поликлинике или направляли в профилакторий, санаторий, больницу, то есть стационарно, на 2 недели. Я не платил не копейки, все оплачивало государство. Лечение в санаториях и курортах оплачивал профсоюз. Ночью можно было вызвать карету "Скорой помощи", врач приезжал. Если что-то не то в медицинском обслуживании, можно было пожаловаться руководству. Да, были проблемы, издержки, но не такие, как сейчас в "демократическом" Узбекистане и не как уж в Перу.
Тереза слушала меня внимательно.
- Вы жили в капитализме больше 150 лет, а систему здравоохранения так и не наладили. Коммунисты в СССР первым делом взялись за здоровье нации, построили много больниц и курортов, подготовили квалифицированные кадры. Если были бы достаточные ресурсы, то и оборудованы кабинеты, больницы были не хуже, чем в Швейцарии. Просто деньги "съедали" другие отрасли - оборона и безопасность. Однако даже при этом наши врачи умудрялись проводить сложные операции, излечивали от многих болезней. Не было никакой страховки - здравоохранение считалось приоритетом государства! А в Швейцарии врач не излечивает, а всего лишь поддерживает "стабильное" состояние, ибо больные приносят ему доход, здоровые не обращаются к нему. И чем больше болезней, тем лучше - вот тебе секрет местной медицины!


П.С. Врач принимает каждого пациента 15 минут. Счет приходит на 300-400 франков, плюс еще сумма за лекарства и процедуры (анализ крови, рентген и т.д.) - это 400 франков. Так что визит очень не дешев для любого человека.



Другие статьи в литературном дневнике: