Догматы в государстве

Алишер Таксанов: литературный дневник

Религия - будь-то ислам, христианство, иудаизм, буддизм, зороастризм, вуду и другие - играет в жизни людей большую роль. Но при этом я не хотел бы, чтобы религия вторгалась в политическое пространство и становилась механизмом государственного управления. Для меня однозначна позиция: церковь и государство должны сосуществовать, но не подменять и не заменять друг друга, и не использовать друг друга в своих целей.
У религии свои задачи, у правительства - свои. Уверен, что религиозными догматами невозможно проводить экономические реформы. Даже ссылка на арабские страны, где фонтаном бьет богатство, это не доказательство успеха, например, ислама, как государственной религии. Это нефть бьет из недр, делая богатым их владельцев, но при этом экономика Саудовской Аравии, Бахрейна, Эмиратов основана не на индустрии современного производства, не на научных разработках и наукоемких технологиях, а на сырьевой игле. И это временно, пока нефть не иссякнет... Хотя вложенные вовремя деньги в западные банки будут еще долго приносить капитал, даже если трубы из нефтяных скважин заржавеют. Просто все зависит от умения оперировать финансовыми активами.
Когда религия становится государственной, то начинается тоталитаризм одной политической догмы, ее всесилие делает невозможным политический плюрализм и оппозицию, а значит, прогресс в социальной, культурной и научной сферах. Это уже монополия на власть в государстве и духовную жизнь человека. Права человека и его свободы заменяются установками, которые, якобы, исходят свыше. При этом не приводятся доказательств того, что они действительно поступили с Небесной канцелярии. Многие мои коллеги из Ирана, к примеру, не смогли жить на родине, так как в их частную жизнь уж слишком часто и агрессивно вторгалась религия. Более того, быть атеистом, или поменять религию означало только одно - смерть. Естественно, в таких обстоятельствах нельзя говорить о правах человека на свободу совести...
Омар Хайям писал:
«Несовместимых мы всегда полны желаний:
В одной руке бокал, другая - на Коране.
И так вот мы живем под сводом голубым,
Полубезбожники и полумусульмане»...
Я против и воинствующего атеизма, хотя сам атеист. Нельзя разрушать церкви, памятники духовности, как это делалось при коммунизме. Глупо запрещать людям верить в то, в что и в кого они хотят. Вера - это внутреннее, личное дело человека. Церковь может помогать, поддерживать, пояснять, но не управлять верой. Но при этом вера не должна быть политикой. Мне не нравится, что религия преподается в светской школе, это, по-моему, прерогатива воскресных школ или духовных семинариев. Школа все-таки источник знаний, основанных на материализме. Потому что инженерные науки, химия, физика, биология, астрономия и многие другие строятся на признании первичности материи... Хотя спорить здесь со священниками на сей счет не собираюсь, ибо это уже будет не спор, а уход в тупик. До настоящего времени нет победы ни у одной стороны - ни у материалистов, ни у идеалистов...
И все же... Смотрю на российское ТВ, и появляется ощущение некой агрессивности русского православия. На всех государственных мероприятиях - представители церкви, и их речь преподносится чуть ли не как мнение государства и правительства, а указания - обязательность для исполнения всеми гражданами. Видимо, стараются наверстать те 70 лет атеизма, что было в СССР, но при этом делают все грубо, насильственно, порой хамски. Олигархами становятся носители духовных званий и представители церкви. Вот-вот начнется слияние церкви с мафией, так как с властью уже произошло... Там и до Святой Инквизиции недалеко.
Уверен, Узбекистан должен быть светским государством. Да, 80% населения исповедует ислам, и все же религия должна быть духовным стержнем народа, но никак не инструментом чиновников или правящей клики. И тем более механизмом подавления инакомыслия, оппозиции, прав человека. Кощунственно призывать к Богу тому, кто сам не верит, тем более следовать тем канонам, которых сам не исполняет. Вы думаете, что Ислам Каримов - мусульманин? Как бы не так! Он внешне такой, а внутренне - атеист. С его уст обращение к Аллаху следует воспринимать как оскорбление верующим. Уж лучше бы он этого не говорил - и так было бы честнее и правильнее. Ибо верующий не обманывает и не грабит людей, не враждует с соседями, не строит козни другим. Президент может быть верующим, но в политике должен опираться на светские законы и светский характер управления государством.



Другие статьи в литературном дневнике: