Граница вдали от таможни

Алишер Таксанов: литературный дневник

Интересно, российские СМИ сообщили о том, что в Узбекистане сотрудниками СНБ задержаны высокопоставленные чиновники из Государственного таможенного комитета; узбекские набрали в рот воды и играют в молчанку, типа, "таможня всегда дает добро!" Как отмечают в прессе, "в настоящее время начальнику УГТК полковнику таможенной службы Сирожиддину Гуламову, его заместителю У.Бекову, старшему инспектору погранично-таможенного комплекса «Гишткуприк» капитану Ж.Супиеву, главному инспектору начальнику смены погранично-таможенного поста «Ойбек» У.Атаеву, начальнику ТПП «Ойбек» майору таможенной службы Абдусаттору Абдураимову предъявлены обвинения по нескольким статьям Уголовного кодекса республики".
Почему? Оказывается, "в ходе следствия расследуются случаи вымогательства с их стороны взяток у пересекающих государственную границу предпринимателей, физических лиц, факты назначения на должности после дачи взятки, организация криминальной группировки для сбора денег".
Ну, ведомственные трения между СНБ и ГТК имели место всегда. И все дело в том, что и пограничники (КОГГ входит в структуру СНБ), и таможенники по своему рассматривают значение границы в части личной выгоды. Граница - это источник криминального обогащения, контрабанда и незадекларированные товары всегда вращались здесь, принося баснословные прибыли контролирующим структурам. Когда поднимались высокие таможенные пошлины на импортируемые изделия, то дельцам легче было договориться с погранцами, и те за меньшие платы пропускали товар через подконтрольную им пограничную полосу, оставляя в стороне таможенную зону, а значит, без доходов таможенных лиц. Когдаи погранцы начинали играть в суровый режим "граница на замке", то таможенники пропускали материальные ценности вне официального декларирования, получая на лапу много "зелени", чем злили пограничников. По подсчетам экспертов, нелегальный оборот на границе достигает 4-5 млрд. долларов. Конечно, за такие бабки всегда будет идти война между двумя структурами.
А я почему-то вспоминаю фильм "Белое солнце пустыни" и слова поручика таможенного поста Павла Верещагина: "Ты знаешь, Абдулла, я мзду не беру... Мне за державу обидно!" Увы, сейчас ни таможенникам, ни погранцам нет дела до державы - свое бы брюхо набить!



Другие статьи в литературном дневнике: