Президент Узбекистана Ислам Каримов затронул вопрос правопорядка в республике и сослался на данные Американского института общественного мнения (США) – Института Гэллапа, расчитывающего «Индекс законопорядка». В итоге Каримов заявил: "С особым удовлетворением хочу отметить, что наш Узбекистан по результатам опроса занял в этом рейтинге 2-е место среди 141 страны".
Оказалось, что узбекистанцы испытывают полную безопасность своей жизни, здоровья и имущества, находясь под защитой органов внутренних дел, прокуратуры и т.д. Ставились вопросы: «Есть ли у вас уверенность в местной полиции в городе или районе, где вы живете? Чувствуете ли вы себя в безопасности, когда ночью ходите в одиночку в городе или районе, где вы живете?» В течение последних 12 месяцев у вас или другого члена вашей семьи были ли украдены деньги или имущество?» И по этим ответам делались оценки и распределение в рейтингах. Насколько качественны (объективны, честны) были ответы - это уже на совести исследователей.
Нужно отметить, что Опорные пункты милиции расположены в каждом квартале, поэтому на первый вопрос трудно ответить отрицательно. Другое дело, что не мнение жителей, а статистика преступлений в реалии отражает криминогенность на улицах. Может, жители махалли чувствуют себя в безопасности, так как это знакомый район, рядом соседи - всегда выскочат и помогут. Но ведь есть районы, куда чужой не войдет или где не всегда людно, поэтому опасно.
Впрочем, индекс правопорядка - это оценка деятельности полиции по обеспечению безопасности, но этот индекс напрямую связан с показателями законности, восприятия коррупции. Так вот, в этом смысле Узбекистан далеко не в первых рядах.
В частности, международная неправительственная организация World Justice Project представила Индекс верховенства закона в 2015 году (The Rule of Law Index 2015), где оценивались 102 страны мира по восьми ключевым показателям:
- Ограничение полномочий институтов власти.
- Отсутствие коррупции.
- Порядок и безопасность.
- Защита основных прав.
- Прозрачность институтов власти.
- Соблюдение законов.
- Гражданское правосудие.
- Уголовное правосудие.
Так вот, Узбекистан занял 81 место с индексом 0,46 (чем выше, тем безопаснее). Впереди - Мексика (79 место) и Турция (80-е), после - Мадагаскар (82-е) и Либерия (83-е). Значит, коррупция влияет на состояние органов внутренних дел, морального облика сотрудников, их связях с мафией и преступниками. МВД и прочие институты правопорядка не обеспечивают в должной мере права и свободы граждан, не соблюдают законность и само гражданское и уголовное правосудие вызывают сомнения в беспристрастности, независимости и законности. При таких обстоятельствах МВД, СНБ, прокуратура - это органы репрессий, преследования по политически мотивированным делам, это машина по фабрикации дел против несогласных, инакомыслящих.
Нsне милиция - это организация, превратившая в коммерцию свою деятельность. А разве не так? За организацию мероприятия, где число участников 100 человек и выше, требуется разрешение МВД и оплата за охрану при проведении мероприятия (теоретически, это свадьбы, похороны, просмотры фильмов, спектаклей). Прописка и регистрация - это самая большая кормушка для коррумпированных чиновников в погонах. Милиция нелегально контролирует мардикеров (чернорабочих), нелегальные валютные операции, деятельность малых и мелких коммерческих структур, осуществляет слежку за инакомыслящими, без законных оснований (что тут лукавить!) отказывает человеку в выезде за границу. Выходцы из МВД внедрены во многие квазигосударственные структуры - Узбекнефтегаз, Узбекистон хаво йуллари, а также в органы власти на местах (хокимияты, махаллкомы).
Кроме того, МВД вправе оставлять в Фонде своего развития до 100% изъятого решением суда у преступников имущество, финансовые и прочие активы - чем вам не стимулирование "раскулачивания" бизнеса?
Как можно поддерживать правопорядок, если сами милиционеры не имеют Закона о милиции, то есть правовое пространство для их функционирования отсутствует? Даже для бандитов и воров есть закон в виде Уголовного кодекса, а вот зеленокепочники оказались вне нормативного поля. Вот и получается вседозволенность для них, инструкции и внутренние распоряжения, приказы имеют силу закона и распространяются на граждан, которые не имеют отношения к МВД, но вынуждены подчинятся нормам милиции. Получается, у нас полицейское государство.
Вот такой вот парадокс!