Бухгалтерский рай...

Алишер Таксанов: литературный дневник

Январь-март - урожайный период для бухгалтеров в Швейцарии. Потому что юридические и физические лица обязаны отчитываться по налогам. Только специфика подачи налоговой декларации здесь отличается от той практики, что в Узбекистане, и мне кажется, что на родине к этому подошли более практично и правильно что ли...
Забота государства - сделать так, чтобы каждый гражданин правильно заполнил формуляры и предоставил документы об источниках и объемах дохода. И чтобы не было ошибки, каждый инспектор ГНК сидит с отчитывающимся лицом за прошлый год и помогает заполнить все и провести расчеты. Понятно, ведь не каждый "врубается" в этот процесс, есть какие-то нормативы, правила, не известные рядовому гражданину. В Швейцарии ты делаешь все сам и сдаешь бумаги в налоговый отдел по месту жительства. Никто ничем тебе не помогает. Заполнил неправильно - твои проблемы, будешь отвечать по закону, если надо - предстанешь перед судом. Это и пугает. Раньше за меня (семью) заполнял бумаги сотрудник этого отдела по распоряжению главы местной администрации, а потом он сказал:
- Вы уже достаточно прожили в Швейцарии, теперь делайте все самостоятельно.
- И сделаю, - пожал я год назад. Думал, я экономист - мне ли не заполнить декларацию?
Я взял бумаги и приложение с пояснениями, как заполнять. Скажу вам честно, у меня волосы дыбом встали, ничего не понятно. Дело не только в том, что написано сложным юридическим языком на немецком, а в том, что есть моменты, до которых просто не "дотукиваешься". У меня справки с разных мест работ, плюс с банка, страховой компании, но цифры так пляшут, что не можешь понять, куда их вставлять. Я пытался изучить данные прошлогоднего отчета, но цифры никак не совподали по бумагам. То бишь в качестве наглядного примера не подходили.
Опять зашел в налоговый отдел, говорю: ни хрена не понял, давайте сядем вместе, вы мне покажете, я заполню - и со следующего года начну делать сам. Мужик отвечает: времени нет, много работы. Девушка, работающая там же, протягивает мне лист и говорит:
- Вот список людей, которые помогут вам заполнить декларацию.
Как я понял, это жители поселка, которые "собаку съели" на этом. Звоню одному старичку. Тот спрашивает:
- Физическое лицо или фирма?
- Физическое, семья, - отвечаю.
- Одна семья?
- Одна семья - я, жена и младшая несовершеннолетняя дочь. Старшая совершеннолетняя имеет отдельный формуляр, на нее тоже нужно заполнять.
- Хорошо. За семью 100 франков, за дочь - плюс 60.
- 160 франков? - обалдел я. Мляяяя, да за такие деньги я сам заполню бумаги!
Увы, не заполнил. Но 160 франков - это почти 200 долларов за 15-минутную работу. Потом коллеги сказали, что они находят бухгалтеров, которые за них все заполняют. Цены - от 60 до 80 франков. Мой старичок что-то планку свою завысил.
Осталось две недели... Отчет до 31 марта. Сижу, чешу репу...



Другие статьи в литературном дневнике: