Хорошо там, где свобода

Алишер Таксанов: литературный дневник

Статья Сергея Ежкова на сайте "Узметроном.Ком" под названием Ubi bene, ibi patria? (Где вы чувствуете себя хорошо, есть моя страна? - лат.) вызвала чувство брезгливости и недоумения. Казалось бы, как коллега-журналист он осознает, что толкает политически активных сограждан к ненасильственному сопротивлению, борьбе с нарушением законов, за справедливость и демократию (какими бы высокопарными слова не казались бы, однако это так). Пускай это каждый делает по-своему, не масштабно, пускай индивидуально, примитивно, где-то смешно, но это выраженный протест тому, что создалось в Узбекистане, то, что кажется неправильным и неверным. Люди от сытой и хорошей жизни не идут на политические "баррикады", не митингуют у зданий МВД или прокуратуры, не пытаются отстаивать свои права в судах, не ищут поддержки в СМИ и парламенте. А раз такое совершается, то, значит, это вынужденная мера. Причем, замечу, мера ненасильственная, никто не призывает к бунту и революции. Я говорю о тех, кто уехал по политическим, а не криминальным причинам.
Увы, С.Ежков "вдруг ослеп". Всех, кто вынужден был покинуть страну, он презирает и пишет о них с негодованием. Может, у него есть на то причины, может, он придерживается иного мнения - его право, все-таки следует говорить о плюрализме. Он остался жить в Ташкенте и считает, что поступает правильно, что проводит идеи свободы внутри страны - это его выбор, его право, я его лично за это не критикую, не осуждаю, более того, поддерживаю. Но вот я уехал, потому что не хотел сидеть в тюрьме по сфабрикованному обвинению и потерять десяток лет жизни на бесплодное существование в концлагере "Жаслык". Я выбрал другой способ борьбы, и это тоже мое право, нравится ли это кому-то или нет.
И все же хотел бы пояснить кое-что этому журналисту, опираясь на его фразы:
"Можно порадоваться за тех, кто перебрался в страны с устоявшейся демократией, но можно и посочувствовать им. Физиологически сытые, с гарантированной крышей над головой и минимальным материальным пособием, они в какой-то момент начинают осознавать, что никому, кроме тех, кто остался в «прошлой жизни», они не интересны. Новой стране не интересно их прошлое и безразлично их будущее.
Единственной отдушиной, позволяющей временно загнать тоску в самый дальний угол сознания, становится компьютер и бесплатно предоставленный по статусу беженца интернет. А единственными новостями, еще вызывающими всплеск эмоций, - новости из страны, в которой прожил большую часть сознательной жизни. Страны, крайне некомфортной по западным меркам, не соответствующей большинству элементарных международных стандартов, но такой родной и понятной. Родины – в самом высоком смысле этого термина".
Чужбина - это не стол с угощеньями, это трудный путь интеграции в чужую культурную среду, это зубрежка чужого языка, привыкание к новому образу жизни, и на это уходят годы. Приходится ломать себя. Причем это делают все иностранцы. И другого ожидать не следует. Эмигрант редко бывает наивным. Никто здесь не гарантирует работу или высокий достаток, ведь человек приехал сюда за убежищем от преследования, а не в поисках рая. Рай - это мифология для тех, кто считает, что доллары, франки и евро растут в кадушках как цветы. Чем старше по возрасту человек, тем сложнее ему принимать новые условия обитания, менее комфортно ему, и это естественно. Молодые схватывают все быстро: им легко дается язык, у них общение более широкое, они принимают местные традиции и устои, и находят себе путь в будущее тоже без больших (конечно, относительно!) проблем. Самое главное, государство гарантирует твои права и свободы, твою безопасность, остальное ты обязан делать сам для себя и своей семьи. И здесь возникает много трудностей - с этим я не спорю, что есть, то есть.
Никто не дает бесплатный Интернет в Европе - за все платить нужно. Для капитализма слово "бесплатно" не существует. Так или иначе, прямо или косвенно, но все оплачивается. Пособие тоже дают на короткое время - никто не сидит вечно на нем. Новой стране, обществу безразлично, на самом деле, то государство, откуда беженец прибыл - своих проблем хватает. А скажите мне, Сергей, кому в Узбекистане интересны проблемы в Африке или Южной Америке? За каких негров или латиносов вы боролись со страниц своего сайта?
Люди, уехавшие за пределы Узбекистана, продолжают любить свою родину. И поэтому пишут о ней, вспоминают в Интернете, делают все, чтобы усложнить существование режима Каримова, потому что не хотят видеть страну авторитарной, полицейской, коррупционной. Это и работа с международными структурами, это и с правительством многих стран, и плодоносятся такие труды, имеется позитивный результат. Идет уголовное следствие в отношении Гульнары Каримовой, не очень-то теплый прием оказывается Исламу Абдуганиевичу в некоторых западных странах, бойкотируются мировыми трейдерами товары, где "отпечатан" детский принудительный труд. Это часть того, что делают уехавшие. Может, этим самым где-то они снимают градус напряженности в Узбекистане, лишают возможности чиновника урвать еще что-то. Шаг за шагом сужаются возможности для тирана и его клики.
Тоска - это естественный атрибут любого мигранта. Чем моложе человек, чем меньше он испытывает тоску. Моя дочь Зарина, к примеру, в Швейцарии прожила больше, чем в Узбекистане, и ее тянет только к родным, оставшимся в Ташкенте, и не более. По ментальности она уже европейка и вряд ли захочет жить на исторической родине - таковы реалии и это тоже отпечаток миграционной жизни. Я же пишу о событиях в Узбекистане, так как продолжаю свою борьбу, можно сказать, это моя вендета к режиму. Пока я жив, то борьбу не прекращу. А вот живу уже реалиями Швейцарии. Таких как я здесь миллионы, тоже мигрантов из всего мира, и поэтому мне понятно безразличие местных к иностранцам. Нам дали свободу, остальное зарабатывайте сами. Такова вот математика мигрантского существования. Это наш выбор. Кто-то считает, что ошибся, кто-то хочет вернутся, а кто-то продолжает жить и бороться.
Я решил, что 40 лет я прожил в Узбекистане. Неужели вторую часть жизни я не могу посвятить другому миру, который мне по сей поры был неведом? В планах у меня переезды и работа в других странах. Все-таки я больше чувствую себя гражданином планеты Земля, а не только Узбекистана.



Другие статьи в литературном дневнике: