Продукт своего времени

Алишер Таксанов: литературный дневник

Итак, младшая дочь узбекского диктатора Лола Тилляева-Каримова заявила: "Я горжусь тем, что я узбечка. Продукт своего времени и продукт своей нации. Какой?"
Мне кажется, вопрос "Какой" не имеет смысла, если она уже указала свою национальность - узбечка.
Но важно другое, она подметила себя как "продукт". То есть не человек, не индивидуум, а продукт, определенный в дискретном времени - в рамках своей сознательной жизнедеятельности. Она не воспитанная, не рожденная и не прожившая, а именно произведенная как товар, как изделие с определенными качествами и гарантийным сроком. То есть ограниченная во многом, и, судя по тексту, по уму.
Когда это было - я имею ввиду указанное Лолой время? Это тот период, когда ломались старые ценности и мировоззрение, а новые формировались на бандитской платформе, идеях "укради, да побольше", практике сваливать конкурентов пулей в лоб или пытками в тюрьме. Это те года, которые назвали "лихими", но именно в этот исторический отрезок времени у руля государственности встала семья Каримовых, которая правит страной уже 26 лет. Правит не только избранный формально Ислам Абдуганиевич, но и его супруга Татьяна Акбаровна и дочери, одна из которых в розыске в Европе за коррупцию, а вторая проводит время в особняке за 60 млн. баксов в США.
Именно на западном полушарии Земли живет "продукт", который вроде бы представитель Узбекистана в ЮНЕСКО и должна трудится в Париже. Честно говоря, я не знаю, какой смысл ее участия в этой международной организации, если работает, как это модно сейчас говорить, она дистанционно, на расстоянии. В любом случае, ее функции сведены к нулю, а результаты не имеют особого значения для рядовых граждан. Если Лола встречается с кем-то там и открывает концерты, проводит редкие выставки, то жителям кишлаков и городов от этого не теплее, не сытнее. Они в своей жизни не замечают "стараний" младшей дочери их президента.
Источников для сытной жизни четы Тилляевых-Каримовых много, но для Лолы, в частности, это доходы от транспортно-логистической компании "Абу Сахий", приносящей миллионы долларов ежемесячно. Почему бы и не заявить, что она "продукт нации", ведь ее нация - узбеки - пользуется "услугами" ее бизнеса. А патронируемый ею Фонд берет деньги из госбюджета и осуществляет операции "милосердия" от имени Лолы - все просто и практично. Но по совести ли это?
Ведь "продукт" никогда не жил заботами своего народа. Лола не собирала хлопок или металлолом, не подметала улицы, не пыталась выбить из пластиковой карточки бабки с банкомата, не стояла в очереди за пенсией или товарами. Она "продукт" времени, но не нации, ибо она и узбекистанцы находятся друг от друга на расстоянии Солнца и Туманности Андромеды.
Лола, скорее всего, продукт цинизма и чванства, хитрости и мерзости. На этот продукт можно ставить штамп "Высокое качество", только в отрицательном смысле.
И дети Лолы тоже не испытывали нужды, не жили проблемами обычных узбекистанских детей. И поэтому они продукт своей матери и отца, тоже своего времени и нации, однако не близкой к Узбекистану.
Поэтому заявление Лолы - это попытка пустить пыль в глаза. Надуть щеки и почувствовать себя важной и нужной. Может, она важная персона, но нужная ли?



Другие статьи в литературном дневнике: