Дипломатические отношения между Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан установлены 20 октября 1992 года. Основополагающим документом, регулирующим узбекско-таджикские отношения, является межгосударственный Договор о вечной дружбе между Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан от 15 июня 2000 года. И не смотря на это отношения между Ташкентом и Душанбе, сложившиеся за четверть века, трудно назвать теплыми и приемлемыми. Ислам Каримов косо смотрел на соседа, хотя официально заявлял, что «узбеки и таджики — это один народ, говорящий на разных языках». Лицемерие политика заключалось в том, что он делал все, чтобы поставить Таджикистан на колени. Это и закрытие в 1992 году воздушного сообщения, и попытки его реанимировать, предпринимавшие несколько раз в 2000-х, имели нулевой результат — узбекский лидер не желал этого. Это и установление визового режима под предлогом борьбы с экстремизмом, хотя такие шаги мало эффективны в противодействии терроризма, это и минирование границ, это и усложнение транзита таджикских грузов по железной дороге, это и ужесточение экономического сотрудничества, а также замораживание благоприятной среды для развития припограничной зоны, где торговля, ремесла, семейные связи были залогом для стабильного сосуществования и процветания. В итоге политика Ислдама Каримова привела к торму, что этническим узбекам было не столь уютно в Таджикистане, а таджикам — в Узбекистане. Водно-энергетические стычки могли перерости в реальную горячую войну, и опасность этого, я полагаю, осознает ВРИО президента. И не потому что в его роду есть таджикские корни, а потому что прагматичный политик просто обязан устранить все угрозы собственному государству. И превроащение врага в друга — это и есть первостепенная задача нового узбекского руководства.
Наиболее быстрорешаемыми задачами в этом направлении должны быть:
1. Завершение демаркации и делимитации границ, разминирование и укрепление тесного сотрудничества между силовыми ведомствами двух стран в противодействии терроризма и экстремизма.
2. Отмена визового режима и облегчение процедуры передвижения граждан двух стран по терриории Узбекистана и Таджикистана.
3. Создание зоны благоприятствования на приграничных территьориях, под которым понимается упрощение таможенных проверок, расширение ассортимента экспорта-импорта, свободный обмен валюты, переток капитала, рабочей силы, активов.
4. Разрешение проблем железнодорожного транзита и установление льготных тарифов.
5. Открытие воздушного сообщения между государствами.
6. Урегулировать водно-энергетические проблемы путем поиска компромиссов и принятия взаимовыгодных проектов. То есть соучастие Ташкента в строительстве гидротехнических сооружений на территории Таджикистана и совместное управление водным потоком.
Все остальные задачи станут достижимывми при принятии вышеуказанных аспектов в качестве ведущих в двусторонних отношениях. Дальше, конечно, возможно признание узбекского и таджикского в качестве второго или регионального языков на территории этих стран, что снимет острую напряженность между нациями.
Если говорить иб экономических связях, то они, увы, далеко не использованы на полную мощь, есть огромное пространство для сотрудничества. Доля Таджикистана в товарообороте Узбекистана всего лишь 0,5%. В 2009 году товарооборот составлял $170,3 млн., в 2011 году -$127,6 млн., в 2012 году – $139,4 млн., в 2013 году - $151,7 млн., а за 8 месяцев 2014 года – всего $2,1 млн., что подтверждает нестабильные отношения между странами. Хотя еще в 2000 году во время официального визита И.Каримова в Душанбе, когда подписывался Договор о вечной дружбе, расчитывали до конца десятилетия довести объем товарооборота до $500 млн.При этом в Узбекистане действуют 17 предприятий с участием таджикского капитала, из которых 15 совместных предприятий и 2 предприятия со 100% иностранным капиталом; на территории Таджикистана создано 8 предприятий с участием резидентов Узбекистана.