Саботаж Абдулазиза Камилова

Алишер Таксанов: литературный дневник

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев по приглашению Президента Российской Федерации Владимира Путина 4 апреля с государственным визитом отбыл в Москву... И в аэропорту Внуково его встречал министр экономического развития РФ Максим Орешкин.
Такова реальность. Но то, что это нарушение дипломатического протокола, заметили многие. И это нашло обсуждение и осуждение в социальных сетях.
Существуют следующие формы визитов:
1. Государственный визит.
2. Официальный визит.
3. Рабочий (деловой) визит.
4. Встреча «без галстуков».
5. Неофициальный визит.
6. Визит проездом.
7. Прибытие делегации или государственных деятелей на юбилейные мероприятия или по случаю знаменательного события.
Государственный визит - это высшая форма отношений государств, которая отличается несколькими позициями:
- он совершается всего лишь один раз для каждого президента, премьера (если он является реальной исполнительной властью, например, как в Израиле или Германии), спикера парламента (если он выступает главой государства, как было в СССР или сейчас в Латвии - в парламентской республике), монарха; если даже глава государства переизбирается на новый срок, то ему не дают второго государственного визита;
- это визит знакомства, в рамках которого устанавливаются особые доверительные и личные отношения высочайших персон, ведь им в дальнейшекм работать вместе;
- выполняется больший круг церемоний, чем в других визитах - рабочих и официальных, визитах проездом, неформальный визит, частный визит;
- главу государства сопровождает большая делегация из числа министров, глав комитетов и регионов (если такая необходимость есть), парламента и коммерческих структур, а также супруга главы государства;
- подписывается пакет документов, в числе которых меморандум - особый документ, устанавливающий личностные и государственные отношения между первыми лицами государств.
После государственного визита следуют только официальные, которые уже не имеют формата наивысшего, хотя тоже считаются достаточно высоким. Дипломатический протокол делает всех равным: независимо от военной, политической или экономической мощи стран все лидеры одинаковы и по отношению к ним действуют стандартные процедуры. Нет малых или слабых государств, для протокола все на одной плоскости, и в этом есть специфика дипломатии. Не должно быть обиженных и недовольных, ведь унижение и недопонимание ведет к разрыву отношений и к "холодной, или "горячей" войне. Равенство сторон - важная черта протокола.


Во время государственного визита в Москву Шавката Мирзияева в аэропорту обязан был встречать лично президент России Владимир Путин или, по его поручению, - глава правительства Дмитрий Медведев (в других странах вправе вице-президент). Во время официального визита президента его может встречать премьер-министр, а во время рабочего/делового, неформального - первый вице-премьер или министр иностранных дел. Но никогда губернаторы регионов или мэры городов, главы концернов или отраслевых министерств и ведомств, как в данном случае произошло с М.Орешкиным.
Но то что было во Внуково - это плевок в сторону Узбекистана. Это принижение его визита до уровня "визит проездом", когда его встречает незначимое, третьестепенное во власти лицо. Кто такой министр экономического развития? Это член делегации РФ, но у него не тот статус, который полагается по рангу для встречи главы государства!
Такие вопросы решаются задолго до визита, и все детали тщательно обсуждаются и никакого отклонения в дальнейшем не допускается. Скорее всего, такое было сделано преднамерено - это форма политического саботажа по отношению к Ш.Мирзияеву со стороны МИДа Узбекистана, возможно, самого министра Абдулазиза Камилова, который, как известно, имеет московскую прописку и российское гражданство. Цель его - снизить уровень взаимоотношений и показать зависимость нового узбекского лидера от Кремля. Настоящий дипломат никогда бы не допустил такого, но ведь А.Камилов - это человек из "обоймы" Каримова, то есть ретроград и прохиндей, человек без моральных принципов. Допускаю, что он в сговоре с Рустамом Иноятовым, и теперь чекистская свора делает все, чтобы Шавкат Мирзияев оказался оплеванным и униженным, и вернул им, волкам, прежние возможности и полномочия.
Конечно, узбекский лидер мог просто вернутся в самолет и улететь, и никто бы его не осудил. Но цели, которые он ставил перед собой, оказались выше протокола и его личных амбиций, он переборол себя - и в этом его сила воли и его характер. Именно это обстоятельство вызывает у меня уважение.



Другие статьи в литературном дневнике: