Встретит лишь в своем кабинете!

Алишер Таксанов: литературный дневник

Помню, в феврале 1997 года состоялся визит премьер-министра Узбекистана Уткира Султанова в Россию. Решали много вопросов, в том числе и по урегулированию государственного долга, по инвестициям, техническому сотрудничеству в военной сфере. В рамках мероприятий была предусмотрена встреча с министром экономики Евгением Ясиным.
Меня, второго секретаря посольства Узбекистана в Москве, направили в это министерство, чтобы я там согласовал протокольные мероприятия. Ответственным с российской стороны был какой-то мужик, который никак не хотел брать на себя ответственность за процедуры и организацию встречи, и отвечал как-то туманно, неясно, увиливал от конкретики. В итоге меня это разозлило и я позже спросил советника Бахрома Мамаджанова: "А зачем Султанову встречатся с министром экономики? Какие вопросы перед Ясиным он хочет поставить?" На что советник ответил: "В распорядок дня встреч Яснина включила российская сторона. Может, это им есть что-то сказать?" А у меня складывалось впечатление, что появилась временная пауза в визите, и россияне хотели чем-то ее заполнить. Крайним оказался Ясин.
Итак, тот мужик все время ссылался на то, что окончательное решение по протоколу должна принять помощница министра, но сейчас она в отъезде. С ней мы встретились за полусутки до визита. Она, надменная, была хмурая в тот момент и при виде меня процедила:
- Ах, блин, узбеки... совсем забыла про вас... Что вы хотите?
Честно говоря, я опешил:
- Вы о чем?
- Мы с министром только что приехали из-за границы, а тут еще с вами встречатся. Принесла вас погода...
- Так разве заранее не было все обговорено? - удивился я.
- Да, что-то болтали из МИДа, - со злостью сказала та. - А о чем с вами говорить?
То есть, как я понял, министр экономики России не имел круг вопросов, которые следовало обсудить с главой узбекского правительства. То есть все шло самотеком и на усмотрение Ясина. А Султанов терял время на бессмысленные разговоры. Впрочем, в этот аспект не стал себя втягивать, ибо тогда совсем все могло запутаться.
Потом начались обсуждения протокольных мероприятий. Я настаивал, чтобы Евгений Ясин встречал премьера у дверей в здание.
- Вы чего, совсем обалдели! - заорала посмощница. - Какие вам почести! Вы кто такие? Какая-то... - тут она споткнулась, видимо, едва не вылетело оскорбительное словечко, типа, зачуханная страна, чмошники из Средней Азии, потомки ненавистной Золотой Орды...
- К нам президенты банков ездят, мы встречаемся с главой МВФ! - орала она. - Мы работаем с людьми мирового значения!
Я сердито заметил:
- Извините, но ваш министр встречается не с руководителем международных институтов, у которых, как известно, нет собственных территорий, границ, армий, полиции, а имеющиеся в их распоряжении деньги - они консолдидированные со всего мира, это не их личные деньги! - а с главой правительства суверенной и независимой республики! И поэтому чтите протокол.
Помощница отрезала:
- Нет, не будет Евгений Григорьевич оказывать вам такую услугу. Он встретит его в своем кабинете - и точка!
Было видно, что это самоуверенная и высокомерная дама не примет иных решений. Я передал все это советнику, а тот доложил послу. Российской стороне было указано на неадекватность положения в Минэкономике, и, видимо, из МИДа РФ оказали нажим. В итоге помощница согласилась, что ее шеф встретит Султанова у дверей лифта на этаже своего кабинета. На большее она не шла, и российские дипломаты почему-то никак не вмешивались в этот процесс, что меня удивило.
Встреча состоялась, но насколько она была результативной и нужной, я не знаю. Но то, что с российской стороны к ней не было особого интереса, чувствовалось сразу. Так стоило ли ломать копья о бетон?
П.С. А через месяц Е.Яснина сняли с должности. Пинка, может, дали и его помощнице.



Другие статьи в литературном дневнике: