Нет Шариковых в Швейцарии

Алишер Таксанов: литературный дневник

Наравне с массовым спилом зеленых насаждений в городах, сносом жилых зданий, замусориванием территорий современная действительность проявила еще одно гнусное явление, о котором ранее не особо оговаривались.
Массовое отравление бродячих и домашних животных - собак и кошек, что имело место в Самарканде накануне международного музыкального фестиваля "Шарк Тароналари" (Восточные мелодии) в августе 2019 года, продемонстрировало хищнический подход - нет, не отдельных чиновников, - государства к этой проблеме. Легче всего оказалось просто уничтожать их, чем предпринимать другие методы. Я не хочу оправдывать тех сотрудников ветеринарной члужбы, которые это делали, но у них тоже есть оправдание: иных инструментов им просто не предоставили. Нет денег на вакцинацию, на стерелизование, на трансплантацию чипов, на постоянный ветеринарный контроль.
А проблема все же имеется - больные животные представляют смертельную опасность гражданам. Один из сотрудников не зря же сказал: я спас 5-6 человек, - и он имел все основания так заявлять. И при наличии тех ресурсов, что было у ветслужбы, были и сделаны соответствующие варварские способы. Но сваливать все на двух человек - это, значит, найти козлов отпущения и забыть о проблеме. А она остроя и еще проявит себя.
Я не специалист в области ветеринарии и профилактики бешенства, однако уверен, что в цивилизованных странах уже нашли эффективные способы борьбы с этим заболеванием. Может, стоит поучится у них?
Обычно носителями инфекции являются дикие животные, которые сами могут и не болеть. У нас это чаще всего бродячие собаки и кошки. Как ими становятся? Есть три пути: брошенные, потерянные и родившиеся на свободе.
В Швейцарии нет брошенных, ибо за это полагается большой штраф. Есть потерянные, но обычно их находят, ибо у каждого животного есть имплантированный чип, где полная информация не только о прививках, перенесенных заболеваниях, но и кто хозяин, где проживает. Свободные животные только в природных территориях, хотя иногда они заходят в города - лисы, ласки, ежи. Ну, мыши и крысы.
Разговариваю с моим коллегой Нико, у которого веселый белый пес Шнупси, животное стерилизованное, то есть не даст потомства. Нико говорит:
- Завести собаку - это огромная ответственность, и прежде чем решится на это, люди обязаны посещать курсы, сдать экзамены, потом принять решение. Ведь собака - это как ребенок, который никогда не станет взрослым. То есть если человеческое дитя ходит на горшок, за ним ты убираешь в квартире, готовишь еду, одеваешь, то, повзрослев, это он делает самостоятельно. Пес никогда не сможет за собой убирать и сам себе приготовить пищу, лечить себя от болезней. Это будет ответственностью человека. И ты с ним будешь до конца. Ты обязан водить его к ветеринару, оплачивать специальную страховку, выводить гулять, кормить только приемлемой едой, а не остатками своей еды. Поэтому на домашнее животное ты будешь тратить немалые деньги. Но зато у тебя будет верный друг.
Другой коллега Бруно сказал:
- Если выбросишь на улицу собаку, то получишь ло трех лет тюремного заключения или большой штраф. А если издеваешься над животным, то предстанешь перед судом. В Швейцарии действует Закон защиты животных.
С его слов, существует строгий контроль, какая собака у человека. Нельзя иметь бойцовскую собаку, поскольку она представляет угрозу и для хозяина. Собаки для выполнения охранных функций должны быть натренированы и полностью подчиняться командам хозяина.
Исходя из этого, мне кажется, что Узбекистану необходим Закон защиты животных. Там следует предусмотреть многое, включая обязательные страховку, вакцинацию, обучение, запрет на некоторые породы, ответственность хозяев и многое другое. Иначе мы опять будем набирать в штат ветеринаров Шариковых и Швондеров, которые других способов обращения с животными не знают.



Другие статьи в литературном дневнике: