Генерал, испугавшийся мятежа

Алишер Таксанов: литературный дневник

14 октября 2001 года я получил заключение Искусствоведческой экспертизы при Министерстве культуры Узбекистана в отношении общественно-политического журнала "Центральная Азия и Кавказ", № 4 (16), 2001, издаваемого в Швеции на русском и английском языках. Ранее 103 экз. были мной зарегистрированы на таможне ж/д вокзала "Ташкент" для провоза и бесплатного распространения в научных и вузовских учреждениях. Но для этого следовало получить соответствующее разрешение.
Экспертиза вынесла решение об отказе ввозе, основываясь, по моему разумению, чисто на подцензурных мотивах. Среди нескольких "замечаний" было следующее: "Эмиграции продолжает способствовать то тяжелое положение, в котором действительно находятся евреи в современном Узбекистане. Они не забыли погромов в Андижане, где разрушили и сожгли еврейские дома и разграбили имущество. Их принуждали продавать за гроши, а порой просто оставлять свои дома..." Статья была написана доктором социологии, профессором Михаилом Дегтяром, который возглавлял Еврейское культурное сообщество в Ташкенте.
Честно говоря, я тогда ничего не знал об еврейских погромах в Андижане. На фоне межнациональных конфликтов в конце 1980-х - начале 1990-х годов по всему Советскому Союзу конкретно этот факт можно было как-то упустить. Однако спустя некоторое время я нашел подтверждение этому - официальный документ МВД Узбекской ССР, где был зафиксирован факт этих событий со слов действующих офицеров милиции.
Итак, в начале мая 1990 года в г.Андижане начались межнациональные погромы, жертвами стали лица еврейской и армянской национальности. В течение нескольких суток погромщики грабили дома этих граждан, насиловали, убивали, калечили людей, не проявляя пощады и снисхождения. До сих пор нет пояснения, почему преступники выбрали своими жертвами представителей нетитульной нации, причем небольших по количеству диаспор, возможно, это была акция, проведенная спецслужбами - все возможно и эта версия имеет право на существование. Но в любом случае, погромы носили открытый и жестокий характер, сопротивления практически насильникам не оказывали.
Как оказалось, на защиту андижанцев не вышел ни один из сотрудников правоохранительных органов - ни областного УВД, ни городского, наоборот, они попрятались в подвалах и ждали, когда их самих спасут от преступников. Погромщики обещали их не трогать, если те не станут им мешать. Милиционеры, естественно, согласились и отдали город на растерзание бандитам. На все телефонные звонки начальники Андижанского облУВД и горУВД не отвечали, они сами попряталась в страхе, вместо того, чтобы организовать подавления мятежа и прекращения погромов и убийств, то есть выполнения своих прямых обязанностей.
Из-за бездействия местной власти, руководитель соседнего областного УВД по Фергане вынужден был направить своих подчиненных - 80 милиционеров - на спасение андижанцев. Позже прибыли отряды из Намангана. Прибывшие подразделения сумели оттеснить погромщиков, взять под защиту лиц еврейской и армянской национальности, организовать патрулирование улиц. Согласно отчету, город был погружен в темноту, но пылали дома, жители кричали, почему помощь пришла поздно? Самый громкий случай произошел с семьей Артура Дальянца, секретаря комитета комсомола АГМК: его мать насиловали несколько человек, а он с отцом пытался защитить, в итоге их самих зверски избили, Артур получил перелом ребер, руки и сотрясение мозга. Дом разграбили подчистую. С еврейскими семьями поступали не лучшим образом.
Прибывшие милиционеры сумели подавить бунт. Самое непонятное заключалось в том, что городское УВД отказывалось оформлять протоколы задержания погромщиков и размещать их в СИЗО.
Спустя некоторое время в Андижан прибыли сотрудники израильской дипломатической миссии в Москве, которые прямо на улице оформляли документы еврейским семьям для выезда в Израиль. Лицам армянской национальности пришлось самостоятельно покидать Узбекистан и перебираться кто куда - на тот момент не было в Узбекистане официальных представительств Армянской ССР, которые могли бы чем-то помочь. Но в настоящее время на фоне азербайджано-армянского конфликта в Узбекистане некоторые эксперты стали поднимать армянский вопрос, вытаскивая из истории события в Коканде 1919 года, когда отряды дашнаковцев резали местных жителей. Я не стану комментировать сей исторический факт, но армянская карта ныне разыгрывается также на фоне социально-экономической неустроенности в Узбекистане, а это уже новая волна погромов...
Итак, межнациональный конфликт мая 1990 года погасили сотрудники Ферганской и Наманганской областных УВД и части внутренних войск.
А что же главы органов внутренних дел Андижана? Где они были? Почему не действовали? Так вот, начальником Андижанского облУВД являлся на тот момент.... Батыр Парпиев, ставший позже генералом, заместителем министра МВД и главой Налоговой службы Узбекистана, а сейчас - замминистра по делам махалли. В то время Ислам Каримов уволил его из органов, но спустя какое-то время Парпиев сумел вернуться на работу. Человек, ничего не сделавший для подавления бунта, получил повышение - не кажется ли вам это странным?
Хотя история с погромами - это большое пятно в его автобиографии.



Другие статьи в литературном дневнике: