На слезы мигранта

Алишер Таксанов: литературный дневник

"Конечно, я понимаю: должность городского судьи была слишком низка для тебя, — продолжал Ходжа Насреддин, — но разве не могли они подобрать должность повыше, например — главного дворцового казначея? Любой государь, если только он хоть что нибудь понимает, должен обеими руками ухватиться за такого казначея. Дворцовая казна была бы всегда полна, и все подати взыскивались бы в срок и полностью.
— И еще было бы введено много новых! — подхватил Агабек, распалившись мечтаниями. — Например, подать на слезы…
— Великая мысль! Подать на слезы вызывала бы новые слезы, а новые слезы — новую подать. И так — без конца… Какая необъятная мудрость! Да за одну эту мысль тебя немедленно следовало бы поставить главным визирем!
Натужившись, Агабек рождал вторую великую мысль:
— А еще… еще я установил бы подать за смех!
— За смех! Только подумать, какого визиря упу стил хорезмский хан. Теперь он, верно, обкусывает себе ногти на ногах с досады!"
(Леонид Соловьев, "Повесть о Ходже Насреддине")


Возвратимся к теме налогообложения, о чем сказал филологический экономист Алишер Кодиров: "Налоги играют очень важную роль в развитии страны. Почему наши мигранты не должны платить налог с дохода, полученного за рубежом? Давайте платить налоги для развития Узбекистана... Сейчас мы считаем оборот денег только по объёму средств, отправленных мигрантами с места работы своим семьям. Это, конечно, тоже хорошо. Но это деньги, отправленные вашей семье. С них не платятся налоги, они не используются для развития страны... Поэтому я бы предложил: давайте быть более патриотичными, пусть мигранты тоже платят свой налог для развития страны".


Итак, получается, что:
1. Патриотизм - это уплата налогов, если ты не платишь налоги, то ты, значит, не патриот. Немного корявая формулировка.
Я не гражданин Узбекистана, не плачу налоги этому государству, но не считаю себя не патриотом своей родины. Я продолжаю поддерживать свое односторонее отношение к стране, понимая, что официальный Ташкент давно списал меня с гражданства. Для узбекского правительства я - никто, для меня Узбекистан - всё!
В период Ислама Каримова целый пласт государственных служащих не оплачивали налоги - это сотрудники силовых структур. Скажите им в лицо, сэр Кодиров, что они не патриоты. Хотя это нарушение Конституции - все граждане имеют равные права и обязанности, но почему десятки тысяч милиционеров, гэбистов и военных не платили налоги, а миллионы других - учителя, врачи, крестьяне, рабочие, строители - платили? Когда ответите на это, можете говорить о гастарбайтерах.


2. В нормальных странах существуют договора об избежании двойного налогообложения, поскольку это один из элементов вывода рабочей силы из "тени", легализация трудовой деятельности, особенно мигрантов. Дважды налоги с одного дохода не уплачиваются - это аксиома.
Следует помнить, что мигрант платит не только налоги, но и за трудовой патент, прописку/регистрацию, страховку и делает другие обязательные отчисления по месту проживания и работы. Поэтому его заработная плата достается ему "большой кровью". За оплату налогов в казну государства он имеет право на образование, оплачиваемый отпуск, медицинские услуги, безопасность и т.д., как любой другой резидент страны.


3. Деньги, высылаемые в Узбекистан, все-таки оказывают влияние на развитие страны, так как отражаются в платежном балансе. С них взимаются проценты банка за перевод, то есть банк имеет доход и сам платит налоги), получатели суммы в Узбекистане оплачивают услуги и покупают товары, с которых поставщиками/продавцами тоже уплачиваются налоги и создаются рабочие места. Эти деньги постоянно в обороте и поддерживают национальную экономику. Речь идет о 5-7 млрд. долларов, а это 15% ВВП.


4. Безусловно, семья мигранта в Узбекистане получает социальные услуги от государства (школа, больница, дороги, освещение, правопорядок, пособия), но за это нет вклада самого мигранта. Получается, типа, что его семью поддерживают другие семьи, платящие налоги, - таков был укор тех, кто предлагал ввести налогообложение гастарбайтеров на родине.
В семьях мигрантов есть работающие - супруга или дети, или родители, и они платят налоги. На деньги работающего за рубежом эти семьи порой самостоятельно финансируют прокладку электролиний, труб, канализации, асфальтируют дороги, ремонтируют классы и СВП, так как хокимият не всегда вспоминает о отдаленных кишлаках или аулах, махаллях или участках. То есть мигрант напрямую вкладывает в то, что необходимо для поддержки его семьи, соседей, родственников.
На эти же деньги родные в Узбекистане открывают небольшой бизнес (стартовый капитал), и тоже платят налоги. Так что прямая и косвенная отдача от денег гастарбайтеров имеется.


5. Требуя обложить налогами мигрантов, Кодиров, между тем, ратует за льготное налогообложение автомонополистов. То есть компенсирует недостаток в бюджете за счет дополнительного сбора с граждан. Эта некая форма коррупции.
Лидер партии "Миллий тикланиш" не задается вопросом, почему у хокимов и министров такие дорогостоящие служебные автомашины? Почему налогоплательщики должны содержать политические партии, членами которых они не являются? Почему у депутатов заработная плата не усредненная по стране - ведь они такие же люди, как обычные учителя и инженеры?
Может надо упорядочить налогообложение в крупных предприятий и отраслях, отменить льготы, которые создают коррупционную среду? И тогда сбалансируется бюджет...


6. Узбекистану угрожают не мигранты, не платящие налоги на родине, а коррупционеры, которые воруют с бюджета, рэкетируют бизнес и вывозят капиталы за рубеж. Неэффективное распределение бюджетных средств, нецелевые расходы, нетранспарентные закупки, необоснованные завышения тарифов и цен, "шапки" (откаты, взятки), хищения - вот что угрожает экономике, и с этим депутатам нужно бороться, принимая соответствующие законы, проводя парламентские расследования, требуя действий со стороны правокарательных органов.
В годы И.Каримова из страны олигархи и магнаты из числа вельмож вывезли капиталы на десятки миллиардов долларов, чего стоит хотя бы семейка самого усопшего диктатора! - вот это бабло следует вернуть обратно. И тогда не встанет вопрос, почему мигранты дважды не платят налоги. Тогда денег будет хватать на все необходимое для развития страны.


7. Пусть Алишер Кодиров задастся вопросом, куда идут иностранные кредиты, взятые узбекскими властями? Внешний долг достиг 32 млрд. долларов, а ведь расплачиваться за это должны трудовые мигранты, так что ли? Или обычные учителя, в школах которых гниют полы и стены из глины? Или медсестры, делающие одноразовыми шприцами сотню прививок? Ведь с их налогов будут покрываться проценты и сам долг кредита, который пошел на строительство завода для монополиста...


Бессмертный Леонид Соловьев был бы удивлен, что образ Агабека примерил на себя лидер партии "Миллий Тикланиш", который ныне стремиться - нет, не в главные казначеи! - в президенты. Тогда бы писатель просто заменил бы имя Агабека на Алишера Кодирова.



Другие статьи в литературном дневнике: