Без Каримова

Алишер Таксанов: литературный дневник

"Тридцать один год назад Ислам Каримов провозгласил национальную независимость нашей страны. Это восстановило нашу государственность, наши права и свободы, стало основой всех наших успехов и достижений. Поэтому почтение памяти Первого Президента является уважением к своей истории", - пишет лапшегон-агентство "УзА".


Независимость Узбекистана 31 августа 1991 года провозгласил Верховный Совет Республики Узбекистан, документ подписал глава парламента Йулдашев. Только коллегиальный орган от имени всего народа имел право совершить сей политический и юридический акт. Ислама Каримова в качестве президента тогда избирал не народ, поэтому голоса от имени народа он не имел. На тот момент (1990 год) он был странной, неконституциональной фигурой, ведь никакой закон не регулировал его статус.


Что касается Ислама Каримова, то он ранее поддержал мартовский 1991 года референдум о сохранении Союза ССР, потом в августе призывал следовать действиям ГКЧП в Москве, а после того, как путч провалился, заявил о независимости. Нужно заметить, что будучи коммунистом от Москвы, он в меньшей степени за годы своей работы стремился обеспечить суверенитет республики, вы не найдете ни одного публичного его высказывания, где бы он критиковал советский режим и требовал независимости для Узбекистана, стремился к выходу из СССР. Более того, топил тех депутатов и политиков, которые требовали прекращения вляния Кремля на национальную республику. Лишь увидев, как бессильная центральная власть и начался парад суверенитетов (особенно, в Прибалтике и на Кавказе), то после этого Ташкент взял курс на самостоятельный и независимый путь. Только геройства Каримова в этом нет. История просто так распорядилась, а волей случая совсем серый и никчемный человечек оказался главой государства и получил абсолютную власть.


Сейчас придворные историки приписывают все это Исламу Каримову, который сформировался как марксист и строил демократию и экономику по-коммунистическим лекалам. Он не рыночник, не либерал, а авторитарный правитель, который загнал страну в тупиковую ловушку. Вместо свободной экономики он построил административно-управляемый квазирыночный механизм, где сохранился госплан в виде госзаказа, госдолю в частных структурах, усилил прямой полицейский диктат бизнесменам, сохранил рэкет предпринимательства, имевший место с периода "перестройки". Вместо правового общества и демократических институтов развил репрессивный аппарат и создал псевдодемократические структуры типа Омбудсмена, Центр по правам человека, сохранил цензуру в СМИ, а выборность на всех уровнях осуществлял через СНБ, то есть кадры проверялись спецслужбами на лояльность лично президенту.
Вы посмотрите на Конституцию Узбекистана: в ней нет права парламента на импичмент президенту. Это означает, что глава государства не подконтролен никому. Используя "лазейки", Каримов продлевал два раза свои полномочия, 11 месяцев вообще был у власти вне закона, а потом еще и избрался в третий раз в нарушение Основного закона - вот вам истинное лицо "отца нации", к могиле которому каждый год приходит его "сын" Шавкат Мирзияев. "Человек, определивший эпоху" - таков титут Каримова от придворных специалистов внушал населению свои бездарные проекты типа "Великого будущего" или "Мы не хуже других", когда реформы стопорились и происходил экономический и политический кризис.
Репрессии в годы его правления не исчезли. Это тысячи осужденных по политическим и религиозным статьям, отнятый бизнес, подавленная либеральная оппозиция, блокировка Интернета, травля правозащитников и ученых, лишение гражданства. И самая кульминация его произвола - расстрел андижанцев в мае 2005 года.
5 млн.гастарбайтеров на пространстве СНГ - это вам реальность узбекской модели развития. 2 млн. граждан играют в "грин-карт" - вот вам реальность патриотизма: люди не хотят жить в неестественном обществе. Старшая дочь человека, на могилу к которому 3 сентября с 2017 года приходит Шавкат Мирзияев, отсиживает тюремный срок за ряд тяжких преступлений, она в розыске во многих европейских странах и США. Вторая дочь сменила не только фамилию под американский лад, но и гражданство. Внуки, особенно Ислам, проживают не на родине деда. На родине остались те, кто не сумел выехать.


Поэтому почитать первого президента (хотя первым главой Узбекистана был Юлдаш Ахунбабаев) будут только отупленные пропагандой рабы и зомби. Это для них он создал "мирное небо" и "мы не уступим другим место" с самыми низкими показателями ВВП на душу населения, дорог, газификации, социальной инфраструктурой.



Другие статьи в литературном дневнике: