Организация противоречивых государств

Алишер Таксанов: литературный дневник

«Сейчас такой диалог, свободный от геополитического соперничества, идеологических противоречий и споров, чрезвычайно востребован. Поэтому сегодня Узбекистан рад предложить партнерам Самаркандскую инициативу солидарности во имя общей безопасности и процветания», — заявил Шавкат Мирзияев на саммите ШОС в Самарканде.
Итак, в Шанхайской Организации сотрудничества потенциально 32 государства, из них 9 - члены (Россия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Индия, Иран, Пакистан), 3 - наблюдатели (Беларусь, Монголия, Афганистан), 6 - подавшие заявки в качестве наблюдателей (Вьетнам, Бангладеш, Израиль, Ирак, Сирия, Украина), 8 - партнеры по диалогу (Азербайджан, Армения, Египет, Катар, Камбоджия, Непал, Турция, Шри-Ланка), 6 - в процессе получения статуса партнера по диалогу (Саудовская Аравия, Кувейт, Мальдивы, Бахрейн, Мьянма, Эмираты). Плюс гость - Туркменистан.
За исключением трех-четырех государств никто особым процветанием и безопасностью не отличился. Нельзя назвать экономически развитыми и стабильными Индию, Пакистан, Кыргызстан, Узбекистан, Непал, Иран, Россию. Некоторые страны ведут между собой войны или вялотекующую войну: Россия - Украина, Турция - Сирия, Азербайджан - Армения, Иран - Израиль, Таджикистан - Кыргызстан, Индия - Пакистан. В состоянии политических противоречий еще ряд государств: Беларусь - Украина, Армения - Турция, Иран - Сирия, Израиль - Саудовская Аравия, Индия - Китай. Политическая нестабильность в Камбоджии, Мьянме, Афганистане. У Китая территориальные претензии к Тайваню, у России - к Украине (Крым, Донбасс и др. области).
Если посмотрите на международные рейтинги по таким направлениям, как экономическое процветание, дееспособность государств, восприимчивости коррупции, верховенства закона и правопорядка, свободы прессы, демократии, ведения бизнеса, доли ВВП на душу населения, то в целом все страны далеко не в лидерах, а в середине или конце списка. По многим показателям они пригрывают тем странам, к кому обращаются с декларацией "во имя общей безопасности и процветания". Турция убивает курдов, в Иране и Саудовской Аравии казнят атеистов и геев, в Афганистане - давят на этнические меньшенства, в Индии - кастовые различия и насилие над женщинами, Мьянма вообще военная хунта, в Сирии и Ираке гражданская война, в центрально-азиатских государствах, Беларуси и России - авторитарные системы, в Китае - партийный тоталитаризм, геноцид тибетцев и уйгуров. Эти государства не могут договорится не только между собой, но и внутри своей страны с разными слоями населения.
И в своих бедах они видят других - США, Европу.
Но самое главное, один из основателей ШОС - Россия - агрессор против независимого государства, 24 февраля развязавшая войну против Украины. Президент Владимир Путин пытался пояснить своим коллегам позицию в этом вопросе, но вряд ли он нашел понимание, за исключением Сирии. Все члены и потенциальные члены ШОС - не союзники, поэтому нельзя назвать организацию неким военно-политическим блоком. У них нет единства и отсутствие каких-либо претензий к другим. Они не станут защищать друг друга, если кому-то угрожает опасность и нестабильность. Например, все как-то равнодушно отнеслись к ситуации в Армении. Во время саммита произошел пограничный конфликт между Душанбе и Бишкеком, и это не нашло отражение в итоговом документе ШОС.
ШОС создавался как проект урегулирования споров относительно границ пяти государств, потом он расширился не только в количестве, но и в направлениях: появились экономические, транспортно-логистические задачи, туризм, культура, борьба с криминалом и террором. Возможно, удасться разрешить ряд проблем, например, наладить транспортное сообщение в рамках ШОС, что уже само по себе прогресс. Будут оптимизированы инвестиционные потоки, трудовая миграция, валютно-расчетные механизмы. Однако в целом не решены те задачи, ради которых организация первоначально и создавалась. Пример этому, приграничные перестрелки между центрально-азиатскими и кавказкими государствами и прямые войны между государствами.
У ШОС неясное будущее. Хотя стремление к диалогу следует приветствовать. Но вряд ли сейчас возможен диалог между Украиной и Россией, и ШОС не станет "столом переговоров", как и "Нюрнбергским трибуналом" для захватчика. Невозможно представить Адольфа Гитлера, призывающего к миру в организации, например, Международный Красный Крест...



Другие статьи в литературном дневнике: