Креативность в школе

Алишер Таксанов: литературный дневник

Возвращаясь к теме учебных предметов в узбекской школьной программе. Так, ректор международного университета журналистики Шерзод Кудратходжаев предложил убрать физику и химию для уячащихся средних учебных заведений, так как он сам в детстве не понимал их. При этом Уятмен предложил вместо них внедрить креативные предметы, не уточнив, что под этим подразумевается.
Я так и не разобрался с понятием "креативные предметы". Поиск в Интернете привел к информации, что в разных школах мира вводятся дополнительные занятия, которые могут представлять интерес для детей и служить им основой для познания и освоения мира: например, мореведение (Эстония), природоведение (Япония), кибербезопасность (Израиль), научные открытия (США), выживание в незнакомой среде (Великобритания), пчеловодство (Башкирия), народные танцы (Армения), серфинг (Австралия), финансовая грамотность (Россия), эмоциональное воспитание (Испания), искусство ведения диспута (Голландия), и все это проводится в виде факультативного предмета. Каждая школа может вводить свой предмет, который обогащает школьника знаниями, дает опыт и навыки, в зависимости от культурной, естественной и духовной среды. Например, в Швейцарии есть уроки религии (христианства), которые могут посещать и атеисты, и дети других конфессий.
В советском школьном аттестате есть графа "посещал факультативные предметы", но у меня отмечено "не посещал", так как никаких таких предметов школа № 64 г.Ташкента не предоставляла. Хотя я был бы не против изучать какие-то "креативные предметы", например, современные танцы, музыкальные инструменты, этика и эстетика, походы и путешествия, рыбалка. Просто тогда это мало практиковалось.
Отмечу, "креативные предметы" - это дополнительные, а не замещающие предметы. Ребенок, если хочет быть интегрированным в современную человеческую сруду, быть успешным в семейных делах, в работе, на службе, бизнесе, то ему необходим стандартный набор школьных предметов, обязательных для изучения. Если человек мечтает жить в пещерном веке, то может не посещать вообще школу, изучать только предмет: как разводить костер путем трения палочек и разделывать тушу мамонта острым камнем. Это именно уровень Шерзода Кудратходжаева, признавшегося, что не любил точные науки.
В Швейцарии есть стандарт знаний, обязательный для всех школьников, и физика, и химия входят в него - все это изучается до 9-10 классов (оберштуфе или секундаршуле). С этим стандартом он может претендовать на дальнейшую учебу в средних специальных (фахмиттлшуле, гимназия) или высших учебных заведениях (хохшуле или университет). Со мной в секьюрити работал парень Серж, 28 лет, мозги зациклены в исторических науках, он мог вспомнить дату любого сражения или имя короля, эмира, знал о событиях в разных странах мира, короче говоря, ходячая историческая энциклопедия. Читал исключительно философские книги, включая античных мыслителей, ездил в библиотеки Австрии, Германии, Франции, где заказывал оригиналы книг 15-19 веков. Я был поражен его обширными знаниями. Так вот, у него были проблемы с высшей математикой, а без их знаний он не мог поступить в университет или школу полиции. Когда я сказал, что в СССР человек с оценкой "удовлетворительно" по математике и "отлично" по истории мог поступить на гуманитарные факультеты, то Серж сказал, что швейцарский вуз требует стандарт знаний, независимо от твоих предпочтений, и математика должна быть на уровне истории. В итоге он пошел учится на медбрата/фельдшера, где набрал необходимый проходной бал.
Ректор Кудратходжаев, откровенно говоря, выдал тупость, и это характеризует его интеллектуальный уровень. Он и раньше не особо отличался продвинутыми идеями и публичными высказываниями, вызывая насмешки, нарекания, негодования, за что получил в соцсетях погоняло "Уятмен". Одна из моих бывших знакомых на ФБ, выпускница данного университета, очень обиделась, когда я под фото Шерзода вписал слово "Великий Уятмен", она сразу отфрендилась, потому что оскорбилась за своего преподавателя. А то, что этот препод выделывает финты, которые ставят его на уровень клоуна, ее как-то не задело. Гордость за университет не обзательно должна сочетатся со статусом руководителя.
Своими предложениями ректор ставит школу Узбекистана на уровень талибского просвещения, где все ограничивается знанием религии и шариатских законов.
Одно из последних высказываний Кудратхождаева было предложение предоставить сотрудникам МВД гоночные машины, чтобы они гонялись за лихачами на БМВ или Мерседесах. Гонки по городу с плотным населением, застройками - это повышенный риск для всех. В Швейцарии никто не гоняется, потому что это опасно. Просто вычисляют направление лихача и включают систему преграждения - мгновенно из дороги выдвигаются шипы, которые прокалывают колеса, и нарушитель ДТП просто не может двигаться дальше. Никто не стреляет по колесам, так как можно случайно убить прохожего. Легко по номерам вычислить хозяина и потом явится к нему домой. То есть в момент нарушения ДТП не усиливают ситуацию, чтобы не создать еще большую опасность. Человек все равно никуда не сбежит - его найдут и накажут.
Но ячтобы это знать, надо жить в других странах. Уятмен ездил всего лишь в командировки за рубеж, но там не жил, не влился в социальную среду. Поэтому него поверхностные знания и такого же уровня предложения.



Другие статьи в литературном дневнике: