Бездарный отец нации

Алишер Таксанов: литературный дневник

Ислам Каримов не был ни реформатором, ни лидером. Он пытался стать отцом нации, и поэтому насаждал народу то свои псевдонаучные популистские труды, огромные фолианты бесполезного текста, то пытался дать звучные лозунги тому, что он почему-то называл реформами. Воспитанный в сталинских стереотипах, этот оставшийся разумом коммунист не мог создать рынок и свободное общество, демократическое государство - он просто не понимал, что это такое. И не мог, ведь полвека он формировался в совершенно иной среде, где все управляло лишь партийная установка и администрирование.
И эти формы и методы он пытался внедрить в новую экономическую среду, которая сложилась после распада СССР. Но нельзя совместить несовместимое, и поэтому к концу 2000-х годов, спустя двадцать лет в Узбекистане существовала полуфеодальная квази-капиталистическая система с элементами социалистического монархизма, клановости, с главными рычагами управления - коррупцией и репрессиями. Все это называлось "Узбекистан - государство с великим будущим", примитивное представление того, каким должна быть республика в постсоветский период.
Увы, Каримов не мог тягаться с прошлым. Экономическую и политическую платформу социализма и Советского Союза строили десятки и десятки тысяч историков, философов, экономистов, юристов, все это обкатывалось на конференциях и съездах, формировалось в планах и целевых программах, и пускай социализм получился гипертрофированным, однако эта система продержалась 80 лет. Ислам Абдуганиевич в одиночку пытался сформировать свою платформу в рамках одного государства - Узбекистана, и то, что он создал, продержалось лишь 27 лет. Однако ни его опыта, ни знаний, ни навыков, ни даже интуиции не хватало, чтобы ясно и четко сформулировать цель движения общества и страны. Просто мозгами этот человек не дорос туда, куда забросила его история и судьба.
И поэтому Узбекистан выпал из мирового прогрессивного направления, свернув в сторону "третьего мира". Это видно по многим международным рейтингам - по коррупции, по верховенству закона, по состоянию СМИ и бизнеса, дееспособности государства, человеческому развитию - аутсайдер по всем состояниям. Даже по объему ВВП на душу населения при Каримове произошел спад в два раза - с $2,5 тыс. в 1990 году до $1,2 тыс. в 2010 - вот вам прямой результат т.н. "узбекской модели", что вбивалось людям все это время. Почти 5 млн. гастарбайтеров, как факт отсутствия рабочих мест на родине. Хлопковая повинность стала обязательной для граждан. Кизяк как домашний энергетический ресурс. Негласные олигархи и магнаты - чиновники, которые управляют национальными активами в свою пользу, в корыстных интересах - это финансы, газ, нефть, металлы, золото, хлопок, вода, то что приносит миллиарды в карман. Деревня отстала от города по всем показателям, а сам город приобрел ужасные урбанистские формы, лишился экосистемы. Самые коррумпированные структуры - прокуратура, СНБ, МВД, то есть те, которые обязаны бороться с таким явлением как коррупция. Но разве пчелы борятся с медом, а мухи с говном?
Олий Мажлис принимает законы, которые продлевают сроки Ислама Каримова и предоставляют ему льготы и освобождают от любой ответственности за совершенные действия. То есть парламент законодательно утверждает преступную форму деятельности главы государства - этот нонсенс, однако это реалии Узбекистана. И потому что он - "Дода" (Отец), как сказал второй президент Шавкат Мирзияев.
Но не стал Ислам Каримов отцом нации - харизмы не хватило, ни интеллекта. Не повел народ он к прогрессу, ибо сам не видел этот путь, а те, кто видел последствия его движения, просто покинули страну. И Ганиичу оставалось только сетовать на глупость людей и оскорблять их как "дангаса" (лентяи), грозить миру, что, мол, мы не хуже других, не сломим колени, зато у нас мирное небо. И в то время как люди едва сводили концы с концами, дети президента жировали. Одна дочь украла на полтора миллиарда долларов через разные схемы, включая компанию "Зеромакс", вторая укатила в США, захватив с собой то, что сумела сколотить на транспортно-логистической компании "Абу-Сахий". Внуки протирают штаны не в Узбекистане, а на Западе, не увязывают себя с тем, что строил их дед для узбекского народа.
Книги Каримова нынче не читают. Подзабылись и лозунги. Сняли портреты первого фюрера со стен. Есть только усыпальница и мемориальный музей для зомби.
Но 30 января - это уже традиция! - толпа рабов и чиновников направляется к памятнику "отцу нации", чтобы сказать, что при нём было все хорошо, потому что ужаснее того хорошего может быть то, что делается сейчас в Третьем Ренессансе. Потому что нынешняя зима продемонстрировала бездарность всех предыдущих проектов развития, и энергетический кризис лишь подтвердил, что за 30 лет ничего реально-позитивного в экономике и политике не произошло. Страна просто в ж0пе.



Другие статьи в литературном дневнике: