Трудовая миграция"Только в 2025 году планируется принять меры по трудоустройству более 200 тысяч граждан в 21 экономически развитой стране, таких как Германия, Великобритания, Япония, Республика Корея, Израиль, Канада, Польша, Турция, Саудовская Аравия, ОАЭ и другие», — заявил глава Кабинета министров Узбекистана Абдулла Арипов на заседании Законодательной палате Олий Мажлиса 20 ноября 2024 года. У меня нет однозначной реакции на такое заявление. Это Ислам Каримов называл трудовых мигрантов с презрением в голосе "дангаса", потому что терпеть не мог свой народ и презирал трудящихся, не желавших работать за гроши. Нынешние власти, наоборот, ориентируются на экспорт рабочей силы за пределы республики, осознавая, что это снимает часть проблем. Почему правительство может поощрять трудовую миграцию? 1. Экономическая выгода через денежные переводы. Для стран с ограниченными возможностями создания рабочих мест миграция становится способом получения доходов в виде денежных переводов от мигрантов. Эти средства часто играют важную роль в экономике страны-донорa, повышая уровень жизни семей и стимулируя потребление. В частности, по данным Центробанка РУ, по итогам 2024 года объём денежных переводов в Узбекистан может вырасти до $15 млрд., а к 2027 году — до $20 млрд. Это 1/5 часть ВВП. В 2010 годах доля поступлений от трудовых мигрантов достигала 13% ВВП. Так что это значительные инвестиции в национальную экономику. Фактически наши гастарбайтеры удерживают на плаву Узбекистан, и их доходами власти намерены погашать внешний долг. 2. Демографическое давление. В странах с высоким уровнем безработицы, особенно среди молодежи, трудовая миграция позволяет временно снизить нагрузку на рынок труда и социальные службы. Избыток трудовых ресурсов в период СССР решался гигантскими союзными стройками, например, БАМ, осволение Крайнего Севера, строительство градообразующих предприятий и т.д. С появлением границ и гражданства трудовые перемещения стали носить межгосударственный характер, однако они имели несистемный и нерегулируемый характер. Для Узбекистана это означало снижение проблем на рынке труда, для принимающей - новые тенденции и вызовы. Однако для двух сторон это имело позитивный характер. 3. Ограниченность ресурсов для экономического роста. Если экономика не может обеспечить достаточное количество рабочих мест из-за структурных проблем (например, слабой индустриализации или нехватки инвестиций), миграция рассматривается как временное решение. 4. Интеграция в глобальные рынки труда. Поддержка трудовой миграции может быть частью стратегии интеграции в международную экономику. Например, соглашения о трудовой мобильности с другими странами могут открывать больше возможностей для граждан. Риски и критика такой стратегии, и об этом тоже следует сказать: 1. Снижение мотивации к внутреннему развитию. Если трудовая миграция становится системным явлением, это может привести к тому, что правительство перестанет прилагать усилия для создания рабочих мест и развития экономики. Возникает риск зависимости от других стран. Вряд ли Шавкат Мирзияев намерен потерять такой "халявный" источник доходов, как денежные переводы мигрантов. Ведь все его помпезные проекты "Третий Ренессанс", "Новый Узбекистан" требуют значительных ресурсов. Поддержка его административных институтов (появление новых министерств, комитетов, агентств) требует постоянных источников финансирования. А внешний долг итак вырос с 2016 года почти 7 раз. 2. Социальное неравенство. Уезжают, как правило, молодые и активные граждане. Это может привести к оттоку человеческого капитала, что усугубит экономические и социальные проблемы в стране. В у власти и на производстве остаются люди старого или среднего уровня возраста, а замены им мало. Молодежь живет в иных реалиях, подстраиваясь под технологии прогресса и человеческого развития, тогда как старое поколение остается в консервативной среде и тормозит реформы. Страна медленно идет к уровню "третьего мира". Поэтому тенденции талибанизации в Узбекистане приобретают широкие масштабы. 3. Долгосрочные последствия. Постоянный отток трудоспособного населения может привести к дефициту рабочей силы внутри страны, особенно если миграция становится "путём в один конец", когда люди не возвращаются. 4. Нестабильность доходов от миграции. Зависимость от денежных переводов делает экономику уязвимой. Политические или экономические изменения в странах, принимающих мигрантов, могут резко сократить этот источник дохода. Так, российско-украинский конфликт привел к сокращению денежных трансфертов из России. Центральный банк РУ уже прогнозирует, что влияние курса доллар/рубль и экономики России на объём переводов будет постепенно снижаться. Автоматически это приведет к увеличению импортируемой инфляции, то есть повышение уровня цен на внутреннем рынке страны из-за подорожания импортных товаров и услуг. Что нужно делать для сбалансированного подхода? 1. Если Узбекистан поощряет трудовую миграцию, это не должно означать отказ от развития своей экономики. Важно сочетать миграционные стратегии с мерами по улучшению внутренней ситуации: Трудовая миграция не должна быть "удобным оправданием" для отсутствия работы над внутренними проблемами. Эффективная политика подразумевает использование миграции как одного из инструментов, а не как замены социально-экономическому развитию. © Copyright: Алишер Таксанов, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|