Часть 1. Пророссийские блогеры
как угроза независимости Узбекистана
На этой неделе в Узбекистане был арестован блогер, открыто агитировавший за российскую агрессию против Украины, за безусловную поддержку Москвы и за необходимость «возвращения к социализму» с акцентом на советское прошлое. В его выступлениях звучали тезисы о «светлом коммунистическом наследии» и обвинения в адрес тех, кто «очерняет» СССР. На первый взгляд это может казаться маргинальным мнением одного человека, пускай даже имеющего высшее юридическое образование, но на деле такие фигуры представляют реальную угрозу суверенитету и будущему страны.
В призывах блогера звучал имперский дискурс под маской ностальгии. Но продвижение идей «советского братства» и возврата к социализму — это не просто частное суждение. Это часть более широкой идеологической линии, которая совпадает с интересами Кремля. Россия системно использует ностальгию по СССР как инструмент влияния на постсоветское пространство. Внедряя нарративы о «великом прошлом» и «едином народе», Москва фактически подготавливает почву для оправдания своей экспансии.
Это фактически формирование «пятой колонны». Подобные блогеры становятся медиаторами чужой повестки. Они транслируют идеи, которые:
- обесценивают узбекскую государственность и культуру,
- подрывают доверие к независимости,
- формируют ложное ощущение, будто без Москвы страна обречена,
- романтизируют тоталитарные практики.
Таким образом, они превращаются в идеологическую «пятую колонну», создающую почву для потенциальной агрессии и вмешательства. При этом заметна поддержка этого блогера в социальных сетях, в частности, на платформе "Фейсбука": там десятки тысяч подписчиков, сотни тысяч просмотров и множество одобрений в виде лайков, комментариев, призывов.
Это - угроза колониального реванша. Подобные высказывания — не безобидные фантазии, а реваншистская программа, направленная на оправдание возможного «возвращения» Узбекистана в орбиту России. Идеи об «исторической зависимости» и «братских связях» всегда были инструментом колониальной политики. Сегодня они могут стать предлогом для давления на Ташкент, вплоть до сценариев дестабилизации, аналогичных украинскому.
При этом возрастает риск сталинизма и репрессий. Пропаганда возврата к «светлому социализму» неизбежно включает оправдание сталинизма — эпохи массовых репрессий, этнических депортаций и подавления национальной идентичности. Призывы к борьбе с «очернителями СССР» фактически означают готовность подавлять свободу слова и политическое разнообразие. А это — путь к авторитаризму, репрессиям и возвращению в прошлое. Именно это сейчас происходит в России и Беларуси, и эта политика как чума способна охватить страны Центральной Азии.
Арест подобных персон нельзя рассматривать лишь как внутренний эпизод. Это сигнал о том, что в Узбекистане существуют силы, готовые сознательно или несознательно подыгрывать российскому неоимпериализму. Их деятельность — не просто мнение, а прямая угроза независимости страны.
Узбекистану необходимо ясно осознавать: пропаганда возврата к СССР и оправдание российской агрессии — это не «альтернативная точка зрения», а попытка лишить народ будущего и вновь навязать колониальную зависимость.
Сохранение суверенитета требует не только внешнеполитической осторожности, но и борьбы с внутренними проводниками чужой имперской идеологии.
Часть 2. Неоколониализм России и защита
Узбекистаном своей независимости
Отметим, какие имперские нарративы Россия применяет к Узбекистану (и в целом к Центральной Азии), и почему они несостоятельны.
Итак, что говорит Россия (или пророссийские голоса):
"Узбекистана как государства раньше не существовало"
– мол, были только ханства и отдельные города, а современный Узбекистан "создан большевиками".
"Русские принесли цивилизацию"
– российская пропаганда подчёркивает, что только после включения в состав Российской империи и СССР регион получил "инфраструктуру, образование, промышленность".
"Без России Центральная Азия не выживет"
– нарратив о том, что экономика региона зависит от России (рынок труда, переводы мигрантов, торговля, военная безопасность).
"Мы – один культурный и исторический мир"
– идея "евразийского пространства", где Россия якобы является естественным центром и защитником.
"Русскоязычное население нужно защищать"
– время от времени озвучивается, что в Узбекистане "ущемляют русских" или сокращают сферу русского языка.
Почему это несостоятельно? Отвечаем на утверждения:
"Государственности не было"
– Историческая ошибка. На территории Узбекистана существовали Самарканд, Бухара, Хорезм – древние центры государственности и культуры. Государственность — это не только "современные границы", но и исторические формы организации власти, которые были задолго до России.
"Россия принесла цивилизацию"
– Классический колониальный миф. Средняя Азия уже имела богатую культуру, письменность, ремесла, торговые пути (Шёлковый путь). Россия принесла индустриализацию, но вместе с ней — эксплуатацию, подавление идентичности и колониальную зависимость.
"Без России не выживет"
– Сегодня Узбекистан активно развивает связи с Китаем, Турцией, ЕС, США, арабскими странами. Экономическая зависимость от России сокращается. Да, трудовая миграция остаётся фактором, но Узбекистан диверсифицирует рынки.
"Один культурный мир"
– На деле, узбекская идентичность строится на тюркских и исламских корнях, а не на "русском мире". Россия — важный сосед, но не "естественный центр".
"Защита русскоязычных"
– Это универсальный инструмент давления, который Россия применяет везде: в Украине, Казахстане, Латвии. В Узбекистане нет массового конфликта на этнической почве, но нарратив используется как потенциальный рычаг влияния.
Нарративы России о "несамостоятельности" Узбекистана — это часть более широкой имперской риторики, где Москва:
- обесценивает местную историю,
- преувеличивает роль России в развитии,
- утверждает зависимость,
- оправдывает своё "особое право" влиять на регион.
На деле же Узбекистан имеет глубокую историческую традицию государственности и право на суверенитет, а его многовекторная политика показывает: зависимость от России — не неизбежность, а выбор, который может изменяться.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.