О писателях из деловой среды

Лобанов Александр: литературный дневник

В последнее время полюбил читать писателей-коммерсантов (если красивше и точнее - коммерсантов, взявшихся за перо) - Андрея Рубанова, Владимира Спектра, Дмитрия Лекуха. Почему-то мне кажется, что именно они способны создать сегодня настоящую городскую прозу. А под этим довольно расплывчатым литературоведческим определением я подразумеваю отнюдь не нафталиновую тягомотину Трифонова, не советский реализм 70-х, а прозу человека, знающего жизнь и быт буржуазного класса, самого мобильного, раскрепощённого и в худшем смысле "продвинутого" столичного общества, при этом черпающего вдохновение в произведениях классиков западной контркультуры - Хантера Томпсона, Чака Паланика, Брета Истона Эллиса. При том, что сам я в литературе больше всего люблю фантазию, нельзя не отдать должное жизненному опыту писателей-коммерсантов. Придумать из головы что-то подобное им, не имея такого опыта, как мне кажется, можно, только их же и начитавшись. Надо признать, что в России таких авторов вряд ли в ближайшее время будет становиться больше. Совмещать волчью жизнь собственника с литературным творчеством непросто. Итог - у Спектра небольшое количество тоненьких книжек, у Лекуха новые вещи выходят постоянно, но по ним видно, что они написаны на скорую руку, с увесистым элементом халтуры (хотя он вроде даже уволился, специально, чтобы писать). Рубанов - самый талантливый из них - отдельный случай, ему многое удаётся на высшем уровне, и он уже в числе именитых российских прозаиков, но тут налицо отчаянный трудоголизм и особая организация личности, обретённая в том числе и благодаря опыту заключения в СИЗО.


Со всеми этими авторами у меня непростые читательские отношения. Лекух бесил и сейчас бесит, поскольку создаёт апологию самого ненавистного мне типа современных людей. Да и пишет он пока довольно слабо, что вкупе с содержанием вызывает у меня злорадство. Тем не менее, я нахожу, покупаю, читаю его книги, иногда некоторые короткие рассказы перечитываю (идеально ложатся под определённое настроение) и не стыжусь в этом признаться.


Герой Спектра намного ближе мне мировоззренчески, чем лекуховское быдло, и читая его, я радуюсь, что в бизнес-среде есть такие. Интересно, что Спектр намного ярче и талантливее пишет примерно о том же, о чём писал блиставший в своё время Минаев. Но он не так раскручен, да ещё и публиковался, что удивительно, в андерграундном издательстве Ad Marginem. На первых порах он несколько оттолкнул меня наивностью и линейностью сюжетных ходов, нехудожественным и неумным пафосом, но впоследствии захватил меня. И, как часто бывает, я перестал замечать его недостатки, стал даже думать, что они мне приглючились.


Рубанов поначалу раздражал. Уже не помню точно, чем именно. Наверное, я впервые узнал про него ещё в те времена, когда испытывал к бизнесменам юношескую идейную ненависть. Но стоило прочитать две его первые книги, как от всех предубеждений не осталось и следа. Такое читать нужно. Особенно тем, кто не занимался в своей жизни описываемыми в его романах делами, кто живёт в мирах, далёких от рутины российской столицы.



Другие статьи в литературном дневнике: