Много думал над приёмом, который используют некоторые авторы при описании современного городского быта: постоянно фокусировать внимание на одежде персонажей и козырять названиями именитых марок одежды, обуви, парфюма, ювелирных украшений и гаджетов. К этому приёму постоянно прибегает, в частности, Владимир Спектр, подобно всем остальным, спи.здивший его у американского прозаика Брета Истона Эллиса. Не знаю, первым ли был сам Эллис, но у него этот приём – визитная карточка. Отнести это к product placement никак нельзя, это полноправный литературный приём, в случае Эллиса подчёркивавший специфику среды, которую он описывал, их инфернальную материалистическую приземлённость, гламурное тупоумие, почти языческое превознесение модного шмотья и аксессуаров.
Сегодня этот приём выглядит уже очень не ново и не всегда умно. Но я тут подумал, что он очень удобен в том случае, если автор без всяких высоких помыслов ставит перед собой задачу тупо покрасоваться, зафиксировать свой статус, статус человека, принадлежащего к элите, к золотой маковке общества (к слову, я считаю, что именно такие и имеют моральное право освещать нравственные изъяны этой самой обеспеченной части общества, поскольку всякие глашатаи из «народа», борцы за социальную справедливость, политические леваки и просто лузеры… э-э… часто бывают, собственно, просто лузерами, завистливыми, с очевидной мотивацией).
Я не прочь употреблять этот же приём при всей его неоднозначности. Пока слабо представляю, в какой из текстов его пихнуть, но почему бы и нет? Разве среди читающих меня людей нет лузеров? Так почему бы не посветить им в глаза золотыми английскими буковками, не потрясти перед немытыми носами браслетами и цепочками. Важно отметить, что всё это барахло для меня всегда стояло на двадцатом месте в списке жизненных ценностей, я не нуждаюсь в том, чтобы подчёркивать обеспеченность своих родителей в реале именно этим. И весь этот калейдоскоп брендов для меня – дремучие заросли. Но если задаться целью то, думаю, научиться в них ориентироваться и выучить все эти слова на английском, французском и итальянском (включая правильное произношение) не составит труда. И даже если в чём-то буду ошибаться – лохи купятся и не будут проверять.