Режиссер В. Манский ЭМ 19. 04. 2921 В. Манский; У нас в метро тоже была потрясающая история. Была заложена сцена в метро. И когда мы приезжаем снимать метро, мы видим, что всё метро огорожено такой цепью военных, которые не пропускают в зону метро людей, которые не соответствуют дресс-коду. Какого-то старика с коробкой остановили. То есть они отслеживают, как визуально должны выглядеть люди, которые проходят в ту зону, где мы снимаем. М. Курников; Ну, вы помните название книги «Украина не Россия». Ну и Северная Корея. В том смысле, что мы такими никогда не будем? Успокойте нас! В. Манский; Вот тут можно быть спокойным, это абсолютно. Вообще и в Корее-то всё произошло как аномалия. Знаете, как в Чернобыле — телята с тремя головами, с восемью ногами. Это аномалия в результате очень сложных процессов, которые происходили в этот исторический период, в этом культурном пространстве, в этих обстоятельствах. То есть там много-много всего, и вот получилась Северная Корея. М. Максимова; Судя по вашим последним словам, сказанным сейчас, вы, в общем, без оптимизма смотрите на будущее в России. Собственно говоря, вы, правильно я понимаю, уже в 2015 (поправьте меня), в 2016 году уехали, собственно, из нашей страны и живете в Риге. Скажите, как было принято это решение? И что стало отправной точкой или даже последней каплей? В. Манский; Нет, вы знаете, это у меня не накапливалось. Никогда в нашей семье не стоял вопрос об отъезде. И уехали мы не в 2016 и не в 2017 году, а ровно весной 2014 года, когда начался процесс аннексии Крыма. И это решение было принято на самом деле за 60 секунд. Эти 60 секунд я помню — они стоят у меня в голове и будут стоять всегда. Вообще мне кажется, что я человек не эмоциональный, но видите, какие-то важные решения (и кстати, правильные, как я сейчас понимаю) принимаются очень эмоционально. Могу эти 60 секунд сейчас, если вам интересно… Значит, я был в Испании. У меня такая привычка: я в гостиничных номерах включаю телевизор, и он всегда работает. И вот я зашел в номер. Работал какой-то российский канал. И я зашел в тот момент, когда Валентина Матвиенко объявляет тему голосования в Совете Федерации. Она говорит: «Кто за то, чтобы разрешить главнокомандующему Владимиру Владимировичу Путину использование российских войск за пределами Российской Федерации?».
В. Манский; Мне кажется, ничто сейчас в России невозможно вне политики. Даже выращивание клубники. Ну, как известно, человек выращивал клубнику, решил стать президентом и теперь, по-моему, он ее не выращивает. М. Курников; Странным образом вы здесь солидаризируетесь с Путиным или, скажем так, с «Единой Россией», которые всё равняют и всех наказывают за политическую деятельность. То есть люди, казалось бы, к политике не прикасаются никаким боком, а их объявляют иностранными агентами, потому что, например, борьбу против СПИДа признают политической деятельностью. Вообще говоря, «Артдокфест» за годы своего существования абсолютно не изменился. Если он и менялся, то только в сторону смягчения своих взглядов на окружающую действительность. Потому что «Артдокфест» не диктует взгляды, а отражает взгляды, созданные авторами документального кино в течение года-полутора, то есть в тот период, за который мы собираем свои фильмы. М. Максимова; Это страх? В. Манский; Конечно. Главное, что делает власть — она превращает людей в напуганных, в конечном счете в рабов. И этот страх пронизывает человека полностью. Он подавляет волю человека. Этот страх позволяет власти делать вещи, которые, в принципе, несоразмерны ни с какими… То, что сейчас происходит в России — это вообще запредел запредела. Но именно благодаря страху большинства они могут наращивать это уничтожение человеческой воли и вообще каких-либо перспектив на сколь-нибудь достойное существование человека в их стране. А фильм Навального — это действительно абсолютное событие в кино, в политике, в общественной жизни и в России, и за пределами России. И этот приз очень точно назван и очень точно соответствует. В принципе, на «Артдокфесте» фильмы Навального мы никогда не включали в наш главный конкурс. Мы могли бы их показывать во внеконкурсной программе, но фильмы Навального всегда сразу публикуются в интернете. И так как у нас на фестиваль продаются билеты, как бы нет логики продавать билеты на фильм, который есть в интернете. М. Максимова; Вы снимали фильм про Путина, снимали фильм про Горбачева. Если успеем, надеюсь, мы еще поговорим об этом. Просто раз уж мы затронули Навального, скажите: а про Навального хотели бы снять фильм? Или, может быть, планируете? В. Манский; Честно говоря, я не планировал, но когда с Алексеем началась вся эта катавасия, я думал поехать в Германию и там поснимать. Но он как-то неожиданно быстро переехал из Германии в российскую тюрьму и, в общем… Но мне кажется, что, в принципе, нужна картина о Навальном — такая, понятная, настоящая. И драматургии очень много. В.Манский: Я пессимистический оптимист. Я верю, что Россия светлого будущего будет, но не при моей жизни Он революционер, ему надо здесь и сейчас революцию. То есть он как бы не вдолгую, мне кажется. Но такой и нужен. С другой стороны, я другого человека-то и не вижу, который так жертвенно и так отчаянно… С такой вообще неадекватной верой в русский народ, абсолютно ничем не подтвержденной — ничем абсолютно. А вот он верит и прет как танк. М. Курников; Вы так говорите, как будто считаете, что эта жертвенность напрасна. В. Манский; Да я думаю, что русский народ просто не заслуживает этой жертвы. Потому что он ничего не делает в ответ. М. Максимова; А как же все эти акции протеста? В. Манский; Какие акции протеста? М. Максимова; Вот в среду будет. В. Манский; Знаете, даже если выйдет миллион человек (а миллион не выйдет), это ничтожно мало. Вообще власть плюнула в лицо 143 миллионам человек. Выйдет 100 тысяч, а все остальные будут что — утираться этой слюной? Или, так сказать, ее соскабливать и в Священный Грааль, заполнять хрустальные вазы этой слюной, которая бесконечно унизительно выплескивается в наши глаза каждого человека? М. Максимова; Может быть, нужно время? Вы же сами сказали сейчас, что как эта ситуация сказывается на вашем… Точнее, не на вашего фестивале, а на участниках — страх. В. Манский; Нет, время, конечно, нужно. Еще Годунов — что-то такое: «народ безмолвствует». Тоже прошло определенное время, но как-то всё безмолвствует и безмолвствует. М. Курников; Ну как же безмолвствует? Вот вы сняли фильм про Горбачева, разговаривали с ним много-много часов. Неужели вот этот момент, этот период не вызывает у вас никакого оптимизма? В. Манский; Нет, у меня, конечно, вызывает оптимизм этот момент. Я очень признателен Горбачеву за то, что он совершал эти наивные действия по вытаскиванию России из рабства. Но это же ничем не закончилось. Он теперь враг народа, проклят. Требуют его суда и с удовольствием сбиваются в группы, чтобы вернуться в свои бараки, где вечером точно будет похлебка, гарантированно. М. Максимова; Кстати, в одном из интервью вы сказали, что верите, что Горбачеву будут ставить памятники и в России. -Просто не при нашей с вами жизни. Вот в чем дело. Точно не при жизни Горбачева, но, к сожалению, и не при нашей жизни. Я в этом смысле такой, знаете, пессимистический оптимист. Я верю, что Россия светлого будущего будет, но не при моей жизни. В. Манский; Да, вот мы с Муратовым недавно ругались. Он говорит: «Мы не призываем к революции. Мы эволюционируем. Мы, так сказать, помогаем нашему читателю эволюционировать». Ну да, я тоже своими фильмами пытаюсь помогать людям эволюционировать. Но хочется, тем не менее, и как Навальный — хочется какого-то быстрого результата. Эволюция — это слишком удаленная перспектива. Она слишком далека от того, что ты можешь застать в собственной жизни. М. Курников; Виталий Всеволодович, давайте попробуем посмотреть с другой стороны. Вот вы могли себе представить (сейчас 2021) в 1981 году, что будут такие фестивали, как «Артдокфест»? Ну наверняка не могли себе представить! Думали, что Советский Союз навсегда. В. Манский; Это правда. М. Курников; Ну так, значит, идет эволюция, и дает плоды! В. Манский; Да, но понимаете как… Советский Союз развалился в 1991 году, а сейчас он очень быстро восстанавливается. Уже и не верится, что мы какое-то время жили без Советского Союза. Очень быстро потеряли не только шанс на обретение новой жизни, но и отказались от этого шанса, и признали этот шанс преступным. Ну, «мы» — я имею в виду в целом, если брать большинство. Поэтому да, это шаг вперед и два шага назад, как говорил Владимир Ильич Ленин. Вот мы так и движемся по-ленински. И получается, что по итогу мы уходим назад дальше, чем движемся вперед. -я без проблем могу снять кино про последнего подлеца, если это будет интересно. И кстати, такие фильмы есть. Это очень важное, большое кино. Но с Путиным-то ведь проблема в том, что сейчас он в застывшей фазе — ни с ним ничего не происходит, ни вокруг ничего не происходит. А всё-таки для кино важна драматургия. Не делать же, в конце концов, кино о том, как Путин сидит в бункере? Путин не будет на пенсии. Нужно быть реалистом: Путин или будет президентам, или его не будет. И он, кстати, тоже это понимает. Ведь понимаете, тут же не надо ничего изобретать, никакие велосипеды. Мы же знаем, чем заканчивали все без исключения люди, которые так задерживались во власти. Вы мне можете назвать какой-нибудь пример какого-то такого мирного выхода? Нет, я не ухожу от ответственности. Я просто его не знал. Я его узнавал в процессе съемок. Но у меня было какое-то доверие к тем людям, которые его придумали, которые его создавали, которые под него, так сказать, писали сценарий — вот этого Путина. Это всё-таки были не силовики. При Ельцине это было либеральное крыло. Мы все знаем эти имена. Я как-то думал, что они люди разумные — они, так сказать, не подложат себе такую свинью. И доверяя им, я как-то и на Путина смотрел с какой-то такой надеждой. © Copyright: Татьяна Картамышева, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|