Самоукорение и отсечение своего

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

Как относиться к себе? Этот вопрос немало изучен Святыми Отцами. Они учат, что в отношении себя нужно развивать три навыка: строгое внимание к себе, самоукорение и отсечение своей воли.
Строго внимать себе значит контролировать не только свои поступки и слова, но и помыслы, и движения души – со страхом Божиим и взирая на Христа. Только самому себе внимать, а не другим, потому что, разбирая недостатки других, оказываешься во власти лукавого самомнения, привыкшего осуждать и уничижать всех, кроме себя.
«Если со смиренным случится что-либо скорбное, он тотчас обращается к себе … тотчас осуждает себя, что он достоин того, и не станет укорять никого, не будет на другого возлагать вину … а потому и не гневается, и никого не прогневляет» (авва Дорофей).
Самоукорение – главный навык смиренномудрия: «Если мы во всём, что с нами случается, считаем виновными самих себя, а не других, то это приносит нам много добра и доставляет великое спокойствие и преуспеяние … Поистине, если человек совершит и тьмы добродетелей, но не будет держаться этого пути, то он никогда не перестанет оскорбляться и оскорблять других, теряя через то все труды свои» (авва Дорофей).
Самоукорение есть первостепенное средство в борьбе с самолюбием. Все другие перечисленные средства легко усваиваются после овладения им. «…научимся отсекать хотения наши, и … с помощию Божиею, мы преуспеем и достигнем бесстрастия. Ибо ничто не приносит такой пользы людям, как отсечение своей воли, и поистине от сего человек преуспевает более, нежели от всякой другой добродетели» (авва Дорофей); «Очень трудно уступить другому, – это могут только великие души, а слабенькие крепко настаивают на своём» (Иоанн Алексеев).



Другие статьи в литературном дневнике: