Когда сердце просит очищения

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

Пророк Иеремия сказал: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер 17:9). Освящение начинается из духа человеческого. Для того чтобы в сердце не поселялось порока, необходимо не отходить от Бога и просить, подобно Давиду, чтобы Господь очистил: «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня» (Пс 18:13).
Мы друг в друге видим явные погрешности, подозреваем других в чём-то постыдном. Казалось бы, можно и свои погрешности усмотреть, ведь они ближе – во мне. Но – чем ближе к себе, тем меньше бдительность. И тем дальше от Бога. Познав сие, Давид оставляет свою самоуверенность и просит Господа, чтобы очистил его.
А апостол Павел с точностью указывает единственно верный принцип: «Я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1 Кор 4:3-4).
Апостол Иоанн учит, что у человека, Бога принявшего и ощущающего, сердце становится не лукавым, а осуждающим, как написано: «вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их» (Иер 31:33); «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез 36:26). Иоанн речет: «ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё» (1 Ин 3:20).
Бывает, что и совестливое сердце не может различить порока и не осуждает. Именно поэтому Давид просит Господа очистить от всего того, что сам не в состоянии выявить. Ибо человек, у которого нет скверны в духе, отстоит и позицию души, он бережётся осквернения в теле, избегая искушений. То, что искушает, – на этом лукавый (эгоизм) пытается толкнуть к греху. И парадокс в том, что чем чище христианин, тем больше он требователен к своим порокам. А тот, кто не видит необходимости в покаянии и очищении, и не понимает, в чём ему каяться – уже уловлен лукавым. У плоти нет чести, но плоть – это не тело. Тело есть храм для Господа, и, если Он в этом храме (а это – образ постоянного ощущения Творца) – душа/тело не отдадут себя во власть похоти плоти.



Другие статьи в литературном дневнике: