Кащей или Кощей бессмертный?

Татьяна Лестева: литературный дневник

Я задала себе этот вопрос, придя на премьеру оперы Римского -Корсакова "Кащей бессмертный"в Мариинский театр, точнее в новый великолепный концертный зал Мариинского театра. Купив программку, удивляюсь, увидев КАщей. Неужели у литературного редактора какие-то проблемы с русским языком? Вернувшись домой, открываю словарь Даля. Нет, всё в порядке. "Кащей - сказочное лицо, вроде вечного жида , переделанное в КОЩЕЙ, от кости, означая измождённого непомерною худобою человека, особенно старика, скрягу, купца и ростовщика, корпящего над своею казною. Стар, смерд, подлый раб. КАщеить - или кащейничать - скряжничать, жидоморничать".
И теперь о премьере. Я эту оперу слушала впервые. Как всегда у Римского- Корсакова дивная музыка, сответствующая сказочному сюжету с демонстрацией всего набора голосов солистов от богато окрашенного с хорошим диапазоном сопрано Оксаны Шиловой - Царевны Ненаглядной красы и драматического меццо Натальи Евстафьевой - Кащеевны до баса Бури- богатыря Григория Карасёва. Как всегда, блистал Александр Гергалов, исполнявший партию Ивана - королевича. Очень артистичным был и Кащей собственной персоной - Андрей Зорин.
При определённой условности декораций постановки концертного зала, в котором отсутствует такая необходимая принадлежность театра, как занавес, тем не менее следует отметить красочные сказочные костюмы исполнителей. К сожалению, художник по костюмам не назван, вполне возможно, чо это воспроизведение костюмов премьеры оперы 1905 года.
Думаю, что постановка "Кащея бессмертного" - прекраснй вклад в празднование статридцатипятилетнего юбилея со дня рождения композитора.
Небезинтересная деталь: во вступительном слове профессор Леонид Гаккель, заслужнный деятель искусств России, рассказал, что на премьере революционное студенчество устроило овацию в конце оперы, когда Буря -Богатырь с хором пели: "На ВОЛЮ! На ВОЛЮ".
Мне кажется, что опера не потеряла актуального звучания и сейчас, пора бы и РОССИЯНАМ вырваться на волю от международного империализма. Однако овации не последовало, мало было революционного студенчества, среди зрителей превалировали дети с бабушками, мамаи и боннами. Но не будем терять надежды. Дети вырастут.
А артисты, хор, постановщики заслуживают аплодисментов и аплодисментов.



Другие статьи в литературном дневнике: