Свинья и БогНе смотря на обширные пространства, деревни в центре России часто стоят недалеко друг от друга, например, на разных берегах маленькой речушки - очень удобно ходить на свиданки, а потом устраивать разборки или наоборот – шумные гулянки. А уж чего стоят названия! Для меня в детстве было сказочным развлечением читать наименования мелких населённых пунктов на огромной карте. Вот я и устраивал целые путешествия вдоль великих и малых рек необъятной страны. Фантазия моя уже тогда была буйная. Как наяву виделись мне поля цветущих тюльпанов, глубокие балки, с травой в два человеческих роста, леса, в которых земли почти не видно из-за мощных корней деревьев, полянки, где маленькие землянички прикрываются листиками от дневного света. И, конечно, люди, говорящие вроде и по-русски, но так, что половину и не разобрать из-за множества присущих только данной местности слов и выражений. Зайцы здесь сюлькают, а не прыгают, мужикам не хватает хисту, помидор – именно так, в единственном числе – продается ведрами, а когда что-то не нравится, говорят – стрёмно – сильно растягивая «ё», пока не останется только «о». И на всех, и на меня в том числе, одна большая Родина. С чего же она начинается? С какого-нибудь милого сердцу Большого Залюбища (конечно, есть и Малое Залюбище) или Бухалово (имеется и Бухлово). А, может, кому-то ближе Опухлики, Хренище, Отхожее и Сосково. Вот ближайший пригород моего родного, дважды переименованного Волгограда носит гордое название Самофаловка. Нет, вам не показалось, не Самоваловка и не Самосваловка, а именно СамоФаловка. Вокруг, значит, всякие серые Ленински, Серпы и Молоты, Пути Ильича и прочая совковая безликость, пришедшая на смену древним исконно русским названиям. Но Самофаловка уцелела. Видимо, потому что – Родина. У кого-то очень-очень важного, такого, который имеет все права вымарывать на карте одни названия и писать другие, с этой Самофаловки как раз Родина и начинается, не иначе. Продолжая свои необыкновенные путешествия по карте, я забирался в Плавки, а далее находил Попки, Пыси, открывал для себя Лобково, Вагину, Сиськовский, Задово и Хреново. Сделав короткую остановку в Дрочево, отправлялся в Подсосное, обходя дальней дорогой Синяки. И, вдруг, упирался в лаконичное название Конец. Ну, нет, я так не играю! Ведь так много еще интересных мест – Большое и Малое Лохово, Дураково, Старое Задубенье и загадочный, непонятный, а потому особенно манящий Выдропужск. И сердце переполняется гордостью, теплая волна патриотизма подкатывает прямо к горлу – вот, чему надо детей в школе учить! Это ж, какой потенциал нации! Это ж, какие люди живут в нашей стране! Какой непаханый культурный слой созданный народной интеллигенцией, той самой, которая творит, выдумывает, а потом еще и пробует. А частушки? А сказки? А всяческие местечковые истории, которые тысячелетиями хранятся в памяти не истребленного катаклизмами населения? Расскажу одну, въевшуюся мне в память с детства и переосмысленную спустя годы. Как и сказано в самом начале, деревни в центре России часто стоят недалеко друг от друга, например, на разных берегах маленькой речушки. Папа с мамой жили в разных деревнях, но названия их стоили друг друга – Хомяково и Грызлово. А название речушки - Нюховка. Как и везде там есть местная легенда: на берегу Нюховки лежит огромный розовый камень, гладкий, но с какой-то полосой напоминающей резной пояс. Легенда гласит, что в древние времена жила-была огромная свинья. Свинья эта была очень самоуверенная и вела себя как свинья. Как и все настоящие свиньи, она считала, что ей всё можно и даже Бог ей не указ. И вообще, ей надоело, что Бог всё время пытался её воспитывать. Но она была такая особенная свинья, вроде они с Богом были не то ровесники, не то родственники. И она решила «подложить Богу свинью» – уничтожить жизнь на Земле выпив всю сотворённую Богом воду. Ну а как это сделать? Конечно - сунув пятачок в Нюховку! Бог почему-то воспринял угрозу всерьёз, а может, ему просто не нравилось, что критик его божественных творений - какая-то свинья, и он превратил нахалку в камень. С тех пор между критиками и авторами идёт бесконечная война: критики стремятся отжать из произведений авторов всю воду, а авторы - мечтают поставить всем критикам по каменному памятнику. © Copyright: Иногдаты, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|