***Мы сильно недооцениваем роль психов в истории. Роль психов в литературе и искусстве, да и, наконец, значение психов в бытовой, повседневной жизни. В истории там всё понятно: в хрониках психи доминируют. Начнём с первоправителя Игоря. Вот какое замечательнейшее описание этого руководителя сделал мусульманский путешественник Ахмед ибн-Фадлан: «Из обычаев русского царя есть то, что во дворце с ним находится 400 человек из храбрых сподвижников его и верных ему людей, они умирают при его смерти и подвергают себя смерти за него. (…) Эти 400 человек сидят под его престолом; престол же его велик и украшен драгоценными камнями. На престоле с ним сидят сорок девушек (назначенных) для его постели, и иногда он сочетается с одной из них в присутствии упомянутых сподвижников. Он же не сходит с престола, а если желает отправлять свои нужды, то отправляет в таз». Как говаривал профессор Стравинский: «Скажите, он нормален?» О других, располагающихся к нам ближе во временном отношении, известно поболее, нежели о прекраснейшем Игоре, но тоже очень много всего весёлого и интересного. Иван Грозный, Алексей Михайлович, Павел… А в искусстве? Просто золотая жила! Упомяну только одно свидетельство, выдержку из записок А. Блока, дабы не писать по этому вопросу монографию: «Литературная среда смердит. Все ближайшие люди на границе безумия, больны, расшатаны. Ремизов, Гершензон – все больны …» Вернёмся теперь к нашей будничной, обыкновенной жизни – «подальше от начальства, ближе к кухне». Как-то я помогал своему сокурснику Саше Агафонову переезжать на новую квартиру. Он позвал меня, других своих друзей по Мухе и коллег по глянцевому журналу, в котором тогда работал. Перетащив все вещи, мы устроились отметить переезд в пустой комнате, сдвинув вместе все столы, которые имелись в наличии. Слово за слово – разговорились. В незнакомом мне обществе я веду себя очень тихо, больше слушаю и очень редко поддерживаю беседу. Мне проще, нежели другим, так поступать, поскольку вина я не пью, а самоутверждаться в случайной для себя среде, долбя всех своей эрудицией и насмешливостью, считаю делом совершенно лишним и недостойным. Ребята оказались мне совсем идейно неблизкими, зато между собой они являли достойный образчик согласного единомыслия. Вчерне их мировоззрение можно было представить как смесь либерального бодрячества с этаким здоровым эгоизмом, круто замешанным на исключительном невежестве. Ну, дураки, разумеется, подумал я, но не психи ж! И опять я тут, как всегда, ошибался! Сначала они просто плоско трепались и пошлили, затем стали дурковать уже не по-детски. Началась игра в Ремизова и Гершензона. А когда и Ремизов, и Гершензон стал тесен для их молодецкой природы, друзья стали играть в князя Игоря, начав с того, что повадились гадить где попало. И я тут решил, что необходимо покинуть эту компанию, и чем скорее, тем лучше. Надо сказать, что мне это удалось не без труда, но, покинув общество, я ощутил себя почти счастливым. На следующий день я рассказал своему приятелю Серёге Кудрявцеву о моих обидах на неподходящую для себя среду, в коей мне случилось вынужденно пробыть более четырёх часов. Но Кудрявцев не только не выразил никакого сочувствия, но и возрадовался, заявив, что это, кроме безусловной пользы для моего познания жизни, ещё и является лишним свидетельством в пользу его теории, что человек отличается от высших приматов наличием у него шизоидного комплекса. Я возразил Серёге, что наличие шизоидного комплекса исключает некоторые темы, которые присутствовали в той памятной вечерней беседе, например, разговоры о пресловутой русской идее, которые также имели место, и именно по этой теме прямые потомки князя Игоря пытались разъяснить меня более всего. Кудрявцев опять страшно обрадовался, заявив, что именно наличие шизоидного комплекса и предполагает педалирование национального вопроса, который, для носителей такой разновидности сознания является архиважным. © Copyright: Виктор Меркушев, 2009.
Другие статьи в литературном дневнике: |