Ищите Бога в себе
«Ищите Бога в себе, — писал гностик Моноймус. — Познайте того, кто внутри вас». «Ты увидел Дух — ты стал Духом. Ты увидел Христа — ты стал Христом». Тот, кто получил имя Отца, и Сына, и Святого Духа, «стал не христианином, а Христом», заявляет «Евангелие от Филиппа».
«То, что в наиглубочайшем — и есть Плерома, и глубже ничего нет. И это то, что и называют наивышним», — продолжает оно. В «Тайной книге Иакова» Иисус требует превзойти его: «Сделайтесь лучше меня: станьте как сыны Духа Святаго».
Вместо того, чтобы говорить о грехе и раскаянии, Иисус гностицизма говорит об иллюзорности вещного мира и просветлении. По удачному выражению Барта Эрмана, он приходит не для того, чтобы спасти этот мир, а для того, чтобы спасти человечество от этого мира.
Воскресение для гностиков — это не одноразовый процесс, пережитый Иисусом Христом. Это ежесекундный опыт, необходимый избранному для освобождения от этого тленного мира. Царство Небесное — это не событие будущего. «Это реальность, частью которой каждый может стать здесь и сейчас».
«Те, кто говорит, что умрут сначала и воскреснут, — заблуждаются. Если не получают воскресения, будучи еще живыми, то когда умрут, не получают ничего».
Обладатели лжеименного гнозиса не только не умеют воскрешать мертвых, — ябедничал на них Ириней Лионский (на что, по его мнению, была способна возглавляемая им община, и тому было множество доказательств), — «но и совершенно не веруют в возможность этого, почитая воскресением из мертвых познание возвещаемой ими истины».
Гностицизм предполагал живой мистический контакт с Богом, и каждое откровение, полученное в результате этого контакта, значило ничуть не меньше, если не больше, чем прижизненные поучения Иисуса. Каждый гностик был сам себе апостол и сам себе Евангелие.
Как следствие, точно пересказать гностическое учение невозможно, потому что одного гностического учения не было в принципе. Гностицизм не существовал per se. Существовали гностицизмы: кому чего бог открыл, тот то и цитировал. Одни гностики отождествляли Сатану и Яхве, другие, наоборот, противопоставляли их.
Одни гностики считали, что Иисус был реальный человек, плоть которого надел на себя надмирный дух, а другие — что Иисус был лишь иллюзорная видимость. Одним гностикам бог открыл, что небес — семь, и они это доподлинно знали из собственного мистического опыта, а другие так же доподлинно знали, что небес — восемь, девять или даже десять.
Кроме этого гностики полагали, что знание, как спастись от этого мира, доступно не всем. Люди для гностиков делились на три сорта — язычники, хоики, которые были совсем уже безнадежны; обычные христиане, которых они называли людьми «душевными» (психиками); и, наконец, избранные, люди «духовные» (пневматики). Спасение было доступно и для психиков, но вот познание — только для пневматиков.
Некоторые разновидности гностицизма считали пневматиков потомками Сифа — третьего, после Каина и Авеля, сына Адама, родившегося взамен убитого Авеля (Быт. 4:25).
Для них Сиф был единственным человеком, которому передалась искра божественного огня. А все остальные люди, темные и непросвещенные души, были потомками нехорошего Каина, которому искра не передалась. Эта деталь интересная и нетривиальная, и мы еще к ней вернемся. Ведь, согласно книге Бытия, единственным человеком, выжившим после Всемирного Потопа, был Ной. При этом Ной был потомком Сифа (Быт. 5:29).
Так или иначе, собственно гностические тексты были нередко написаны заумным языком, рассчитанным на избранных.
К тому же многие гностики проповедовали разные системы для разных уровней посвящения. Для пневматиков — одну систему, а для добрых, но ограниченных психиков — другую, попроще, адаптированную к их скромным возможностям. Эта система позволяла соглашаться с упрощенной версией бога, только что и доступной ограниченным психикам, и требовать от психиков вместо совершенного гнозиса всего лишь добрых дел.
Итак, зрелый грекоговорящий гностицизм, который единственный и был долго известен в пересказах отцов церкви, слагался из трех составляющих:
— Из убеждения, что материальный мир находится во власти Сатаны.
— Из убеждения, что настоящий, надмирный Бог послал в него Спасителя, Христа, чтобы дать людям знание.
— Из уверенности в том, что, кто познает эту истину, сам станет Христом.
Плоть человека принадлежит к этому вещному миру, но дух его несет в себе частицу божественного огня. Иисус Христос явился в мир, чтобы освободить божественный огонь, заключенный в людях. Тот, кто познает его учение, сам станет Иисусом, и Иисус станет им. Они станут духовными близнецами.
Текст, который мы сейчас называем «Евангелие от Фомы», правильнее было бы называть «Евангелие от Близнеца», потому что «фома» на арамейском — на языке, на котором разговаривал Иисус, — и значит «близнец». По-гречески «близнец» — «дидим». Евангелие от дидима Иуды Фомы — это Евангелие от близнеца Иуды Близнеца, полной духовной копии и нового воплощения Иисуса.
Юлия Латынина «Христос с тысячью лиц»
Другие статьи в литературном дневнике: