Новый мотив в космологии Санкхьи, зачаток религиозного сексуализма в вишнуизме. Джанака (кшатрий) выдвигает теорию отношения действительного и недействительного, как отношение супругов, обменивающихся качествами.
Васиштха (брамин) отвергает этот взгляд и настаивает на антагонистическом отношении: недействительное (связь с пракрити) выше системы таттв пракрити, в которую входит и двадцать пятая таттва. Над этим — действительное (двадцать шестая таттва?), а ещё выше — вечное Брахмо, не подлежащее определению.
24. Свойства, гуны, рождаясь в гунах, туда же уходят. В пракрити рождаются свойства и туда же уходят.
25. Кожа, мясо, рудая (кровь), желчь, жир, мозг, кости, жилы, Семя — восьмое, здесь рождённые, относятся к пракрити;
26. Есть Пуруша и не-Пуруша; считается, что три гуны относятся к пракрити; Но ни Пуруша, ни не-Пуруша (пракрити) признаками не обладают.
27. Вследствие отсутствия признаков пракрити познаётся по признакам своих произрождений; Как (познаётся по цветам и плодам) само в себе лишённое признаков время года,
28. Так через доказательства не обладающее признаком познаётся. А двадцать пятый, задерживающий себя в признаках, о сын мой,
29. Безначальный, бесконечный, вечный, всезрящий, свободный от болезни, Лишь в мареве считается качеством среди (других) качеств.
30. Качества возникают из качеств, у бескачественного же откуда взяться гунам? В этом убеждаются те, что свойства качеств (гун) постигли.
31. Когда же (человек) от свойств природы (пракрити) пытается отрешиться, Тогда, отрешась от этих свойств (гун), он Запредельное прозревает,
32. (Прозревает) то, что приверженцы Санкхьи и Йоги всегда называют внеположным разуму (буддхи), Сверхразумным, многомудрым, что отстранением непробуждённого познаётся;
33. Непробуждённой называют непроявленную (природу); бескачественным именуют Владыку (Ишвару); высочайший Владыка свободен и вечен,
34. Его превосходящего качества природы, как двадцать пятого, мудрые постигают, Взыскующие Запредельного, искушённые в Санкхье и Йоге.
35. Когда они пробудились, возвысились над непроявленной (пракрити), страшатся рождений, Тогда Пробуждённого постигают и в Самотождественное (Брахмо) уходят.
36. Это воззрение правильно; неправильно воззренье, Что пробуждённое и непробуждённое обособлены друг от друга, врагов утеснитель.
ТАК В СВЯТОЙ «МАХАБХАРАТЕ», В КНИГЕ «УМИРОТВОРЕНИЕ», В КНИГЕ «ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ» ГЛАСИТ 307 ГЛАВА.