***Aлан Паркер: оставаться верным самому себе Британский режиссер Алан Паркер согласился ответить на вопросы читателей BBCRussian.com. Один из самых известных британских кинорежиссеров с равным успехом работает как у себя на родине, так и в Голливуде. Паркер принадлежит к поколению рок-н-ролла. Возможно, поэтому самые, наверное, известные его киноработы связаны с музыкой: "Стена" (по мотивам одноименного альбома Pink Floyd); "Эвита" (экранизация оперы Эндрю Ллойд Уэббера с Мадонной в главной роли); "Слава" (экранизация одноименного бродвейского мюзикла); "Группа Commitments" (о судьбе вымышленной ирландской соул-группы). Наибольшее признание в киномире — оскаровские номинации в категории "лучший фильм" и лучший режиссер" — получила его жесткая драма "Полуночный экспресс", основанная на реальных событиях история молодого британца, оказавшегося в турецкой тюрьме. Среди других фильмов Паркера — "Сердце Ангела", "Птаха", "Миссисипи в огне". Его последний фильм — "Жизнь Дэвида Гейла" (2003). В настоящее время Паркер работает над картиной "Лед на дне мира", выход которой ожидается в 2010 году. Мы получили множество самых разнообразных вопросов, которые передали сэру Алану. Благодарим всех читателей за присланные вопросы. Олег Татков из Сочи: я очень люблю ваше творчество, а "Стена" — всегда в моем доме, и я часто пересматриваю фильм — он снимает депрессию. Вы знаете о таком его эффекте? Алан Паркер: Нет, никогда не приходилось этого слышать. В центре фильма — крик отчаяния, который я услышал в работе Роджера Уотерса, и фильм, на самом деле, ни что иное, как путешествие в мир безумия, хотя, в то же время, он дает и искупление, и надежду. Я рад, что вы увидели в нем надежду. Муталип из Казахстана: "Сердце Ангела" — один из самых моих любимых фильмов. Хотел узнать ваше отношение к религии: верите ли вы в Бога, в дьявола? Вам ближе традиционные конфессии? Как вы относитесь к различным религиозным течениям? Алан Паркер: У меня нет сильных религиозных убеждений, хотя ребенком я ходил на службу в Англиканскую церковь. Книга, на которой основан фильм — "Падший ангел" Уильяма Хертсберга — привлекла меня потому, что в ней слились две истории: сверхъестественная фаустианская история продажи души дьяволу и более обычная житейская драма, в духе тех, которые разворачиваются в детективных романах Рэймонда Чэндлера и снятых на их основе многочисленных образцов фильм-нуар. Я воспринял книгу очень серьезно. Если вы, как режиссер, сами не верите в возможность существования необъяснимых вещей, то и зрителя никогда не сумеете в этом убедить. Многие свои фильмы я сделал в Голливуде, поэтому мне нетрудно поверить в дьявола. В Голливуде постоянно встречаешь людей, которые продали душу американскому Князю Тьмы — алчности. Александр Елькин из России спрашивает: Оказывал ли на вас моральное давление Роджер Уотерс во время создания фильма "Стена"? Было ли с ним "легко" работать? Алан Паркер: Нет, работать было нелегко. Это, наверное, был самый трудный и тяжелый для меня фильм. Хотя на площадке его не было — рядом с ним работать было невозможно. Он постоянно вмешивался, вечно был чем-то недоволен, и мы отправили его в отпуск до конца работы над фильмом. "Стена" — его детище, и относился он ко всему проекту в высшей степени ревниво. Еще до начала съемок мы работали вместе над сценарием, и я благодарил господа, что он уехал на время съемок. Вернулся он, когда фильм был уже смонтирован, так как ему надо участвовать в пересведении саундтрека. С тех пор я ни разу с ним не встречался, хотя сохранил хорошие дружеские отношения с другими музыкантами Pink Floyd — Дэвидом Гилмором и Ником Мейсоном. Читатель, назвавшийся Moonstranger из страны, которую он назвал Moonland, спрашивает: Влияли ли ваши личные сны, на создание фильма "Стена"? Алан Паркер: Кошмары — да, влияли. Первоначальный сценарий фильма был предельно скуп. Скорее заявка на фильм, чем полноценный сценарий в традиционном понимании этого слова. Я всегда говорил, что "Стена" для меня — студенческая работа (хотя и очень дорогая!). Каждый день мы его практически заново переделывали. Сам съемочный период был чрезвычайно приятным, главным образом потому, что Роджера Уотерса при этом не было, и я мог спокойно экспериментировать так, как хотел. Несколько читателей (Константин, Александр, Женя из России и Аркадий Круглов из Израиля задали близкие друг другу вопросы, которые мы у себя на Би-би-си свели воедино): Ваши фильмы "Стена" и "Полуночный экспресс" произвели в свое время очень сильное впечатление. На рок-музыке выросли миллионы, она оказало формирующее влияние на целые поколения. К сожалению, в мировом кино мало глубоких фильмов о том времени. Не думали ли вы о том, чтобы сделать фильм, скажем, о Beatles, как Оливер Стоун сделал The Doors? С какими основными подготовительными трудностями это сопряжено (авторские права, жены, вдовы, etc.)? Или о какой-нибудь другой известной рок-группе? Или же сделать рок-концерт, как Мартин Скорсезе снял в своем Shine a Light Rolling Stones? Алан Паркер: На самом деле, о Beatles и том времени сделано очень много, может быть, просто до вас это не дошло. Пол, Ринго и вдовы чрезвычайно ревниво относятся ко всему, что делается с наследием группы. До сих пор попытки сделать фильм на основе жизни Beatles (как, например, "Backbeat") оказывались не в состоянии воспроизвести оригинальную музыку. Ну а сегодня в живых остались лишь Пол и Ринго, поэтому с Beatles уже, конечно, не получится фильм типа "Shine a Light", в котором Stones выглядят и звучат так (на удивление) живо. Михаил спрашивает: Алан, что, по-вашему, рок-н-ролл потерял за последнее время? Алан Паркер: Музыка отражает время, в котором мы живем. Иногда современная музыка — протест против нормальной жизни, а иногда, наоборот — гимн ей. Нынешние времена — не самые лучшие для свежей творческой мысли в любой области творчества, не только в музыке. Творческая активность развивается циклично. Ситуация улучшится с изменением духовного климата в мире. Также не следует забывать, что музыкальный бизнес самым радикальным образом изменился за последние 5-10 лет из-за новых технологий, способа производства и, главное, приобретения и потребления музыки. Пионеры того, что мы называем "рок", были в немалой степени наивны и потому свободны в своих творческих амбициях. Из этой свободы и получалась свежая, интересная и волнующая музыка. В любом виде искусства легче быть пионером. Сегодня найти что-то оригинальное гораздо труднее, но прекрасные вещи все же появляются. Читатель, назвавшийся МУТАНТ и заявляющий, что он из Чернобыля, спрашивает: В чем, на ваш взгляд, основное различие между игровым кино и анимацией? И не хотелось ли вам когда-нибудь снять полностью анимационный фильм? Алан Паркер: Я думал об этом, так как я также рисую. Но это все же очень специальное искусство. Художественный фильм продумывается, но в процессе создания постоянно меняется, так как в нем взаимодействуют различные человеческие элементы — актеры, съемочная группа. Все это сказывается на творческом результате. Это органический процесс, в котором сиюминутная спонтанность не менее важна, чем первоначальная задумка. В мультипликации же все должно быть продумано до мельчайших деталей и затем исполнено с максимальной точностью. Дираф из Канады пишет: Ваш фильм "Полуночный экспресс", хоть и основан на реальных фактах, очень уж гротескный и искаженно изображает Турцию даже в 70-е годы. Есть ли планы снять фильмы на схожую тему про, например, пленников Абу-Грейб или Гуантанамо? Алан Паркер: Нет, планов таких нет. Делать "Полуночный экспресс" было очень нелегко. Когда делаешь такой фильм, как будто сам оказываешься в тюрьме, и потому желания делать еще один тюремный фильм у меня нет. Абу-Грейб и Гуантанамо — очень важные темы для кино, и многие режиссеры к ним уже обращались. Я бы не сказал, что "Полуночный экспресс" рисует реальность в гротескном или искаженном виде. Это всего лишь сильное мощное кино, в котором для достижения цели использованы все творческие драматические эффекты. В этом и отличие. Денис Марыксин из Казахстана: Почему современное серьезное кино не доходит до массового зрителя? Неужели фильмы уровня Антониони, Тарковского, Бергмана не интересны массовому зрителю? Алан Паркер: Согласен, это печальная ситуация. Связано это все с кинообразованием. Но прелесть искусства кино состоит в том, что разные художники способны выражать себя по-разному. Но, на самом деле, массовая аудитория, будь-то в Минске или в Чикаго, привыкла к тому, что общение с ней происходит более прямым, телесным и менее интеллектуальным путем, чем фильмы Тарковского или Бергмана. Американское кино — кино массового зрителя, и сегодняшняя публика, по большей части молодая, воспитанная на YouTube и MTV, не готова воспринимать медленный — кто-то даже скажет скучный — способ изложения, к которому прибегали Бергман и Тарковский. Также темы их сюжетов имеют очень мало общего с сознанием молодого человека, который предпочитает быстрые компьютерные видеоигры. С другой стороны, фильмы снимают не для того, чтобы интеллектуальное меньшинство наслаждалось ими в синематеках. Труднее всего сделать фильм, который обладал бы творческой, общественной и интеллектуальной цельностью и в то же время оказался бы близок массовой аудитории. Это великое мастерство. Это формула не ленинская, но он мог бы так сказать. Самый интересный, ошеломивший Алана Паркера вопрос прислал Игорь Батура. Вопрос о происхождении мотива основной песни "Джонни Фэйворит" из фильма "Сердце Ангела": является ли источником этой песни 2 часть (Andantino ed innocentemente) из трио №29 Гайдна? И если это так, предполагается ли изначально, что Гарри Ангел — невинный (innocent)? Алан Паркер: Какой интересный вопрос! Честно говоря, не думаю, что Гайдн имеет к этому отношение. Речь, по всей видимости, идет о старой песенке "Johnny Favorite". Она была написана в 1923 году и, кто знает, быть может, и не без влияния Гайдна. Я лично об этом понятия не имею. Несколько нот, действительно, похожи. Гегам из Армении задает провокационный вопрос: Когда вы начинаете работу над фильмом, думаете ли вы о том, сколько денег он принесет, или же вас больше интересует мнение критиков? Алан Паркер: В первую очередь нужно оставаться верным самому себе, тому, что ты хочешь сказать, и как ты хочешь это сказать. Думать о критиках в момент работы над фильмом, мне кажется, очень-очень опасно. Конечно, здорово, если им он понравится, но критики так часто ошибаются, что их невозможно считать надежным барометром. Так же критика совершенно разная в разных странах, что опять таки делает трудным, невозможным и опасным ориентирование на мнение критиков. Главное — помнить, что фильм существует не в коробке с пленкой, не на DVD и не в критической рецензии. Он существует лишь в тот момент, когда мерцает на экране, и когда его воспринимает зритель. Поэтому, ни в коем случае нельзя игнорировать вкусы, эмоции и ожидания тех людей, которые сидят в темноте зрительного зала. Большая часть ваших фильмов пессимистична. Чем вызван ваш глубокий пессимизм? — с таким вопросом к режиссеру обратился SERG из России. Алан Паркер: Я не считаю себя пессимистом. Многие мои фильмы, наоборот, оптимистичны. Конечно, исследовать приходится мрачные, жесткие стороны жизни: хрупкость человеческих чувств, ложь, в которой люди нередко проживают свои жизни. Но только потому, что это интересно с драматической точки зрения и художественно оказывается сильнее. К тому же, в конечном счете, такие фильмы обладают свойством искупления и показывают триумф человеческого духа. По крайней мере, я на это надеюсь. Дмитрий Ухлин благодарит Алана Паркера за "Стену" и спрашивает: Верили ли вы, что такое кино изменит сознание людей, и каково ваше мнение сейчас о возможностях кинематографа в этой области? Алан Паркер: Всякий раз, когда начинаешь делать фильм, надеешься, что люди будут его обсуждать и, ты, быть может, сумеешь изменить их видение жизни и мира вокруг. Хорошие фильмы, как правило, говорят нам что-то о мире. "Стена", конечно, прежде чем стать фильмом, была уже очень успешным альбомом, который, несомненно, повлиял на очень многих людей. Фильм, тем не менее, очень силен и сейчас, 27 лет спустя, он по-прежнему выглядит очень современно в том, как он был сделан. Он, по всей видимости, во многом обогнал свое время. Артем из России звучит немного пессимистично: Стена холодной войны пала. Или же это лишь наша иллюзия, наша фантазия? Сегодня мы видим, как строится новая стена. Страх возводит стену, кому-то выгодно создавать образ врага. Что мы можем с этим сделать? Алан Паркер: Невозможно с вами не согласиться. Но я все же верю в способность людей общаться. Изменения в технике максимально приблизили к нам мир — все новости, все мнения, вся информация мгновенно доступны для ознакомления, анализа и обсуждения. Образование, свобода средств информации, идей и коммуникаций — вот единственный путь сломать опасные стереотипы. Давид из Грузии: Вы мой любимый кинорежиссер. Спасибо вам огромное за ваши фильмы. Почему бы вам не сделать фильм о Кавказе, о Грузии? Здесь так много интересного материала в наше очень интересное время. Кроме того, то, что происходит здесь, на Западе совершенно неизвестно, и может стать глотком свежего воздуха. Алан Паркер: Спасибо. Согласен, это прекрасная тема для фильма. Но не лучше ли будет если к ней обратится грузинский или российский режиссер? И в заключение мы решили привести не вопрос, а просто письмо, которое прислал нам на Би-би-си в адрес Алана Паркера Александр Швецов из Москвы: Уважаемый господин Паркер, © Copyright: Дима Ухлин, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|