амазон

Дима Ухлин: литературный дневник

Amazon хочет издавать
Интернет-ритейлер становится книжным издателем назло Google и Apple 0
Компания Amazon создает собственное издательство AmazonCrossing, которое будет покупать права на книги неанглоязычных авторов, переводить их и продавать. Компания заявляет, что книги будут издаваться в разных форматах (как электронном, так и бумажном) и активно продвигаться на площадках Amazon. Более того, в планах Amazon – продавать часть тиража с помощью независимых книжных сетей. Первым произведением, которое издаст AmazonCrossing, станет роман французского автора Тьерно Моненамбо «Король Каэля».



Вице-президент компании Джефф Белл заявляет, что книжный ритейлер хочет восполнить дефицит переводной литературы на рынках США и Великобритании. На переводную литературу, мол, приходится сегодня менее 10% продаж американского книжного рынка.


AmazonCrossing – не первая издательская инициатива компании. Год назад ритейлер запустил проект AmazonEncore, в рамках которого издает неизвестных авторов, рекомендованных пользователями. За это время под лейблом AmazonEncore было издано 19 авторов.


Издательская активность Amazon уже вызывает много вопросов. Зачем хорошему продавцу выходить на специфический книгоиздательский рынок? Не окажется ли Amazon слоном в посудной лавке? Переводная литература – более затратная и менее рентабельная, рынок профессиональных литературных переводчиков перегрет, с выпуском хорошей переводной литературы часто не справляются даже крупные издательства. И с точки зрения издательских процессов, и с точки зрения маркетинга новичку на этом рынке надежнее начинать с англоязычной литературы. Наконец, почему Amazon не пошел по пути создания партнерства с одним из профессиональных издательств? Как раз такого шага ждали давно.


Нет сомнений, основатель Amazon Джефф Безос тоже не раз задавал себе эти вопросы. Но AmazonCrossing не похож на спонтанный и экспериментальный проект, и похоже, что в Amazon действительно решили серьезно заняться издательским бизнесом. Общая ситуация на книжном рынке США во многом объясняет мотивы Безоса.


На книгоиздательский рынок наступают IT-гиганты. Apple презентовала новое планшетное устройство iPad и запустила электронный книжный магазин iBooks store. С 3 по 30 апреля был продан 1 млн iPad, на которые загружено полтора миллиона электронных книг с iBookstore. Стив Джобс, который еще пару лет назад не верил в книжный рынок, теперь намерен покорить его в ближайшие два года. Джобс считает, что Apple, управляя iTunes и фирменными магазинами, имеет доступ к ста двадцати пяти миллионам кредитных карт, что облегчит потребителям импульсивное приобретение книг. «Мы встанем Amazon на плечи и пойдем чуть дальше», – цитирует The New Yorker Джобса.


Amazon соперничает и с Google. Летом 2010 года будет запущена программа Google Editions. Через нее Google планирует не только торговать книгами самостоятельно, но и разрешать это делать другим. Похожий принцип используется, например, в магазине Apple AppStore или на Amazon Marketplace. Издатель размещает объявления о продаже товара на сайте Editions, но сам заботится о приеме заказов, доставке, расчетах с клиентами. Google лишь получает комиссию. Впрочем, пока список партнеров корпорации по этому проекту неизвестен.


Google Editions будет основан на другом сервисе компании Google Books, вокруг которого продолжаются бесконечные споры. Например, сегодня организация Open Book Aliance (в нее, среди прочих, входит Amazon) обнародовала очередной критический меморандум в адрес этого проекта.


Ставя палки в колеса книжного бизнеса Google, Amazon при этом, однако, заинтересован в технологической конвергенции с интернет-компанией. Не желая мириться с падением продаж букридеров Kindle после выхода iPad, Amazon планирует выпустить приложение Kindle для устройств под управлением Google Android.


Не менее противоречивые отношения у Amazon и с издательствами. Интернет-магазин покупает электронные книги непосредственно у издателей за примерно $13 – и продает по $9,99, теряет на каждой книге, но надеется захватить долю на рынке и компенсировать убытки за счет продаж Kindle. На конец прошлого года через Amazon было продано около 80% всех электронных книг, а цена в $9,99 стала эталоном. Издатели озабочены: они считают, что низкая цена цифровых книг приведет к коллапсу книжных магазинов, которые остаются их главными клиентами. Дело дошло до того, что Amazon снял с продажи продукцию издательства Macmillan, которое выразило несогласие с ценовой политикой компании.


На этом фоне логично, что Amazon активизировался в издательской сфере. Джефф Безос выводит свою компанию туда, куда точно в ближайшее время не придут сугубо технологичные Apple и Google. Получая удар за ударом на поле сервисов, Amazon хочет заявить о себе на поле «производства» продукции, которая рано или поздно через эти сервисы будут продаваться. Ориентация на переводную литературу тоже понятна. Вряд ли в Amazon действительно беспокоятся, что американцы не знакомы с последними достижениями немецкой литературы. Amazon просто выбрал свободную нишу, где еще есть потенциал роста при правильных маркетинговых усилиях, и где каждая новая выпущенная книга точно не затеряется в тысяче других. Конечная цель Безоса в том, чтобы книги издательства Amazon продавались на Google Editions и iBooks store. Тогда еще неизвестно, кто на чьих плечах будет стоять.



Другие статьи в литературном дневнике: