самое большое препятствие на пути
Всем хочется чувствовать себя хорошо, быть свободными от страдания, но этого не происходит. Мы продолжаем страдать и не можем разрешить наши проблемы потому, что их причина не является чем-то внешним — она находится в нашем уме. Действительное страдание из-за нищеты не имеет ничего общего с материальной сферой. Примером этого могут быть люди, у которых очень много денег, но это не добавляет им счастья. Напротив, они недовольны и постоянно думают о том, что могли бы иметь больше. Богатый человек не страдает из-за действительной бедности, но в его уме продолжает существовать страдание. Работа с умом и три яда Контролирование причин Второстепенная причина гнева — это разочарование, возникающее из-за неудовлетворенных желаний. Когда, например, кто-то незаслуженно винит нас в чем-то, то мы чувствуем себя неприятно, и затем приходит чувство обиды. Это начальная фаза гнева и одновременно лучший момент, чтобы начать работу с умом. Если гнев уже появился, то начинать с ним работать довольно сложно. Самая большая проблема — это то, что мы не только не можем обуздать свой гнев, но и не хотим работать с умом, потому что думаем, что наш гнев обоснован. Работа с умом дает нам возможность контролировать свой гнев, который не имеет окончательного существования. Самая большая сложность заключается в том, что мы обязательно хотим показать свой гнев. Поэтому лучший момент чтобы начать работу с умом, это когда только-только появляется волна раздражения — когда она еще не превратилась в гнев. Если мы усмирим основную причину гнева — эго, — тогда другие проблемы не возникнут. Чтобы достигнуть такого результата, нам нужно очень долго работать. Однако мы можем научиться работать со второстепенной причиной гнева — неудовлетворенностью. Каким образом мы можем обуздать основную причину гнева — привязанность к «я» — и второстепенную причину гнева — неудовлетворенность? Во-первых, нам нужно подумать о последствиях гнева. Он приводит к двум результатам — видимым и скрытым. Видимые последствия мы в состоянии наблюдать в этой жизни, в то время как скрытые последствия это те, которые в этой жизни мы видеть не можем. Скрытые (невидимые) результаты гнева Вторым скрытым результатом гнева является переживание адских миров. Существует три нижних мира, соответствующих трем ядам — гневу, привязанности и запутанности. Гнев соответствует адским мирам, привязанность — сфере голодных духов, а неведение — миру животных. Если мы много медитируем, но не упражняемся в практике терпения и часто злимся, то позитивные результаты появляются довольно нескоро. Гнев и ненависть отдаляют нас от достижения намеченных целей. Видимые результаты гнева Из-за сильного гнева могут возникнуть проблемы со сном, особенно если мы переживаем долговременную ненависть. Те, кто переживает подобные чувства, наказывают сами себя. Если люди, например, поссорились, а затем разошлись в разные стороны и один из них забыл о ссоре, а второй нет, то до тех пор пока второй человек не прекратит обдумывать все детали ссоры, он будет страдать. Хуже всего то, что гнев искажает ум. Решения, которые мы принимаем под влиянием гнева, обычно ошибочны, и вместо того чтобы опираться на логичные аргументы, они окрашены спутанными чувствами. Поэтому нам стоит избегать принятия каких-либо решений под влиянием гнева. Гнев убивает дружбу, в гневе мы раним близких нам людей. Когда вспышка проходит, мы чувствуем сожаление за все что произошло, за все, что мы сделали под влиянием мешающих чувств. Когда на работе, например, мы полны злости и даже если пытаемся это скрыть — окружение всегда почувствует это, и люди будут нас избегать. Когда мы перестаем быть счастливыми, мы не можем быть успешными. Это приводит к дальнейшим проблемам и несчастьям, из-за которых возникает еще больше гнева. Удерживаться от гнева означает защиту от действительно мешающего чувства. Методы работы с гневом Относится ли это также к неоправдавшимся надеждам, возникшим из-за привязанности и желания? Для начала мы все же должны спросить себя: «Почему я злюсь, почему это слово так на меня подействовало?» Хотя слово само по себе не вызывает гнев, оно раздражает наш ум, даже если не ранит наше тело — и это ответ. Однако на самом деле не слова ранят наш ум. Представь себе, что ты, к примеру, даже не знаешь, что означает это грубое слово. В этом случае нет основания раздражаться. Само слово не отвечает за нашу эмоциональную реакцию, отвечает за нее то, что мы связываем с этим словом. Нас делает несчастным привязанность к негативному значению. Если кто-нибудь скажет нам «дурак», а мы, к примеру, никогда раньше этого слова не слышали, то мы и не разозлимся. Слова сами по себе не обладают никакой силой. Придает словам силу то, что мы сами с ними связываем. Так что гнев появляется из-за нашей привязанности к привычкам, а не потому, что кто-то сказал нам что-то грубое. Это первый метод работы с умом. Мы можем его использовать в моменты недовольства и злости, когда нас ранят чьи-то слова. Это очень полезно и действует сразу же. Мы можем так практиковать, когда нас ранит кто-то с помощью слов. Но как нам действовать в ситуации, когда нас ранят физически? Мы не хотим спускать это на тормозах, потому что переживаем физическую боль, и нам тогда не важно, понимаем ли мы язык, на котором говорит обидевший нас человек. Нам следует сразу же пойти на шаг вперед. Сначала следует практиковаться с негативными словами, а потом нам будет легче работать с физической болью. Когда нас кто-то ударит, давайте зададим себе вопрос: «Почему я не злюсь, когда у меня болит голова или живот?». Естественно, в такой ситуации, вместо того чтобы нервничать, мы стараемся скорее ослабить боль и избавиться от нее. Мы принимаем лекарство, отдыхаем, делаем все, что можем. Но почему же мы злимся на человека, который нас ударил? Мы думаем тогда: «Потому что он сделал это намеренно. У головной боли нет ума». А теперь опять давайте задумаемся: зачем мы медитируем, делаем простирания и подношения Буддам? Зачем мы, собственно, делаем пожелания перед статуями Будд или Ступами? У этих символов тоже нет ума, они не могут нам сознательно помочь. В этом смысле они как стол: у них нет ума, и они не могут иметь каких-то намерений. Но несмотря на это, мы можем получить от них благословение и всяческую пользу, которая из этого возникает, — спокойствие и успех на работе. Нас не беспокоили неприятные последствия головной боли, потому что мы знали, что эта боль не могла сознательно желать нас ранить. Так что нас не заботит результат, если в этом недостает сознательного намерения. Но когда дело доходит до пожеланий перед статуэтками Будд и подношений, то наше понимание перестает быть логичным. Нас вдруг начинают интересовать последствия нашего контакта с ними — благословение и различная польза. Хотя мы знаем, что у статуэток не может быть никаких намерений. Чтобы избавиться от гнева, нам не стоит принимать во внимание мотивацию других. Если кто-то сделает для нас что-то хорошее, мы должны помнить об этом и отплатить тем же. Мы никогда не можем быть уверены в мотивации других, потому что большинство действий направлено на достижение личного счастья. Когда нас ударят палкой, мы злимся на человека или на палку? Мы естественным образом думаем о себе, а не о деревяшке, не так ли? Нам все же стоит помнить, что этот человек ударил нас потому, что находился под влиянием гнева. Из-за гнева он повел себя агрессивно. В ситуации, когда нападающий использует палку, орудие атаки направляется гневом. Мы должны стараться сделать свой ум таким безграничным, чтобы вне зависимости от того, сколько раз нас ранили, он оставался бы открытым. Когда работать с умом Если мы будем применять этот метод, то мы будем всем симпатичны и станем подобны Бодхисаттве. Чтобы получить позитивные результаты практики, нам нужно упражняться в терпении. Следуя пути накопления заслуги и мудрости, больше всего положительных впечатлений мы накапливаем, практикуя терпение. Практика терпения состоит в формировании внимательности или в неустанном повторении: «Я должен быть терпеливым?». Терпение — это то, что мы должны воплотить в действие. Чем чаще мы практикуем терпение, тем больше развивается наше сочувствие. Упражняясь в терпении, мы будем в состоянии видеть боль и гнев других людей и реагировать сочувствием. Терпение и гнев — взаимоисключающие вещи. Это означает, что у гневного человека недостаточно терпения и сочувствия. Конечно, мы все хотим быть любящими и добрыми, но это трудно. Чтобы развить сочувствие, мы должны думать о страдании других людей и о том, что все они были нашими родителями в прошлых жизнях и были добры по отношению к нам. Полностью избавиться от гнева — еще лучший способ развить сочувствие. По мере того как мы успокаиваем свой гнев, возрастает сочувствие, как столбик ртути в термометре. Хороший метод избавиться от гнева — это осознавание нашей прошлой негативной кармы и решение от нее очиститься. Надо подумать о том, что мы хотим закончить данную малопозитивную кармическую связь и не создавать новую карму. Стоит помнить о том, что каждый человек совершенен, а его истинная природа чиста. Это правильный способ видения. Мне сложно поверить, что природа всех существ — это чистота. Природа Будды чиста или, скорее, нейтральна? Что делать, если желание работает против нас? Я имею в виду жизнь внутри культуры, в которой каждый ориентирован на достижение целей, очень много разных желаний. Да, это может быть сложным. Следующий способ практиковать — это думать об отрицательных сторонах желания. Обычно его объекты — это люди или вещи, которые мы хотим обрести для успокоения своего эго. Работа с желаниями эго связана в основном с практикой мудрости, но это другая тема. Здесь нужно применить медитацию на пустоту явлений. Корень желания — это привязанность. Нам нужно практиковать, анализируя поучения о пустоте, и тогда желание станет слабее. Мы и дальше будем чувствовать желание, но перестанем страдать по этому поводу, потому что поймем, что оно пусто. Задумываясь о привязанности к вещам, мы можем думать, почему не полезно обладать всеми этими вещами. Во-первых, для того чтобы скопить деньги или чего-то достигнуть, мы переживаем страдания и трудности. Когда мы молоды, мы вынуждены работать и страдаем из-за стресса, что нужно зарабатывать и копить. Это продолжается до тех пор, пока мы не накопим немного денег. Но за это время мы уже успели постареть, и вот у нас уже очередная проблема. Когда мы уже наконец что-то скопили, нам нужно защищать свою собственность, и это приводит к очередному страданию. Например, мы боимся, что другие будут завидовать и, чтобы заполучить наше имущество захотят нас убить. Известный мастер медитации Бату Ринпоче сказал, что если у нас одна коза, тогда наше страдание будет величиной с эту козу. Если же у нас як, то и наше страдание будет соответствующего размера. Когда у нас много денег и хорошая машина, тогда мы больше беспокоимся, потому что думаем, что нас могут ограбить. Когда мы обладаем немногим, то нам не о чем беспокоиться. Никто не может причинить нам вред. Когда мы довольны тем, что имеем, мы избавляемся от проблем. Здесь не идет речь о том, что нам не нужно зарабатывать и копить деньги. Речь о том, что если нам не хватает того, что мы имеем, страдание неизбежно. Если же мы довольны своим материальным положением, мы будем счастливыми даже тогда, когда нам придется вдруг от всего отказаться. Перевод с польского — Сергей Поздняков. © Copyright: Дима Ухлин, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|