МДН. Петроглифы и наскальная живопись Сахары Ливии

Николай Сологубовский: литературный дневник

Фотовыставка
«ПЕТРОГЛИФЫ И НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ САХАРЫ ЛИВИИ»


В ГБУ г. Москвы «Московский Дом Национальностей» открыта фотовыставка «Петроглифы и наскальная живопись Сахары Ливии».
Выставка посвящена 70-летию установления дипломатических отношений между СССР-Россией и Ливией.


Организаторы фотовыставки:
; Посольство Государства Ливия в Российской Федерации
; Комиссия по общественной безопасности и народной дипломатии Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы
; Российско-Африканский клуб МГУ имени М.В. Ломоносова
При поддержке:
; Посольства Российской Федерации в Государстве Ливия
; Посольства Российской Федерации в Тунисской Республике
; Представительства Россотрудничества в Тунисской Республике
; Русского Дома в Тунисе.


Участники российских экспедиций в ливийскую Сахару:
; А.Б. Подцероб – историк, востоковед, ученый, дипломат, Чрезвычайный и Полномочный посол СССР и России в Ливии в 1976-1980гг. и 1996-2000гг.
; Н.А. Сологубовский – историк, востоковед, писатель, кинематографист, автор картин, представленных на МДН,
; И.Н. Сологубовский – востоковед, дизайнер, архитектор.


Фотовыставка Н.А.Сологубовского рассказывает о произведениях древних культур, обнаруженных в пустыне Сахара, регионе, раскинувшемся на многие тысячи квадратных километров. Наскальная живопись и петроглифы этого региона объявлены «Сокровищами Человечества» Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).


В Ливии находятся четыре огромных «музея под открытым небом»– вади Матхандуш, Увейнат и горный массив Акакус, которые остаются для большинства россиян Terra incognita.
Тем больший интерес вызывают авторские фотокартины Н.А. Сологубовского, представленные на выставке.
На них можно увидеть сохранившиеся с тех древних времен наскальные рисунки и петроглифы, принадлежащие четырем основным периодам сахарской наскальной живописи:
Первый – «эпоха охотников», длившаяся (по разным оценкам) с 12-10 тысячелетия до 8-4 тысячелетия до н.э.,
для которой характерны огромные петроглифы диких зверей и человекоподобных существ.
Второй – «эпоха пастухов» с 8-4 тысячелетия до н.э. до 4,5-1,5 тысячелетия до н.э.), с фресками, на которых
изображены нарисованные разными красками животные, а также различные бытовые сцены.
Третий – «эпоха лошади», когда в Феззане, с 11 века до н.э. в течение полутора тысяч лет существовало Царство гарамантов.
Четвертый – «эпоха верблюда» (1 век до н.э. – 5 век н.э.).
Интересно, что эти «эпохи» можно встретить в одних и тех же горных пещерах. Они наслаиваются друг на друга, переплетаются, дополняя или контрастируя. Так наскальные рисунки и петроглифы, созданные руками неизвестных мастеров, образуют уходящую вглубь тысячелетий нить, которая связывает нас с людьми, жившими на заре Истории Человечества.
Наскальная живопись не только проливает свет на прошлое народов Африки, но и проясняет вопросы о культурном наследии Средиземноморья. Благодаря российским ученым можно увидеть другой мир, затерянный среди бескрайних песков Сахары, мир искусства, созданного на заре Человечества.

Адрес Фотовыставки «Петроглифы и наскальная живопись Сахары Ливии», которая будет открыта до 30 июля 2025 года:
Москва, Московский Дом Национальностей , ул. Новая Басманная, д. 4, стр. 1. Для ее посещения просьба иметь при себе паспорт.



© Copyright: Николай Сологубовский, 2025




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 01.07.2025. МДН. Петроглифы и наскальная живопись Сахары Ливии