Око за око или Остров доктора Моро

Фима Жиганец: литературный дневник

Стоит ли радоваться дню отмены смертной казни



Александр Сидоров



*Леопольд сказал: «Ребята, давайте жить…»*
30ьноября на нашем шарике отмечатили международное торжество – «Города за жизнь». Это торжественное мероприятие провели впервые в 2002 году, когда в Риме была основана Всемирная коалиция против смертной казни. Поводом послужило то, что 30 ноября 1786 года великий герцог Тосканы Леопольд II своим указом отменил на территории герцогства смертную казнь. В акции участвовали 80 городов – от чилийского Сантьяго до австралийской Канберры. Сейчас таких городов – свыше двух тысяч. 30 ноября города-участники подсвечивают какой-либо памятник или здание, как бы оживляя его в знак протеста против убийства людей.


Борьба против смертной казни даёт результаты. В 60-е годы прошлого века лишение преступников жизни было запрещено в 20 странах, сейчас таких государств больше 140. В их числе и Россия. Но всё чаще народ начинает сомневаться: не слишком ли поспешили законодатели?



*Тайна зелёной папки*
Обратимся к опыту новой России. При вступлении в Совет Европы (январь 1996 года) наша страна обещала ввести мораторий на смертную казнь, а затем и вовсе её отменить. Пока ограничились мораторием.


Хотя бороться за жизни убийц, садистов и маньяков у нас стали значительно раньше, создав Комиссию по помилованию при Президенте РФ. Возглавил её писатель Анатолий Приставкин. В 1992 году из 56 убийц, дела которых прошли через комиссию, были помилованы 55.


Каждый член комиссии получал зелёную папку с материалами на 6–10 смертников. Приставкин писал: «К расстрелу приговариваются не главари мафии, не наёмные убийцы. В 95 % случаев на смерть осуждают полностью деградировавших личностей, низший слой простых работяг, которые совершили убийства по пьянке... Возьмём наугад одно дело из зелёной папки: «Николай после совместного распития с братом Петром во время ссоры совершил убийство Петра, нанеся удары топором... Потом сходил домой, взял ружьё и убил ещё троих...» Страшное убийство? Страшное. Но это не тот преступник, который сознательно обдумывает изощрённые способы и методы убийства. Бытовушник действует стихийно, импульсивно... Они не готовятся к преступлению заранее».


То есть бытовые убийства простительны, поскольку совершаются по пьянке и убийцы «не готовились заранее». Причём в пример приводится бытовик, который уничтожил четверых человек! Извините за цинизм, но, может, лучше бы он подготовился и убил одного?! Кстати, неподготовленным было лишь первое убийство. Остальных душегубец прикончил, предварительно подготовившись (ушёл, взял ружьё, вернулся и расстрелял – это не внезапная вспышка ярости). К тому же деление убийств на бытовые и небытовые давно признано юристами нелепым.



*Миф о неэффективности*
Противники смертной казни ссылаются на то, что она неэффективна. Но это ложь. Страх перед смертью всегда приводил к снижению числа уголовных преступлений. Кощунственный пример. Гитлеровская Германия 1930-х. Фюрер провел эффективную акцию по борьбе с преступностью. Собрав отъявленных уголовников и проституток (а заодно гомосексуалистов, уродов, калек, «позоривших» арийскую расу), их погрузили на баржи и потопили. Преступность в нацистской Германии была почти нулевой. Даже мелкую шпану кидали в концлагеря вместе с «врагами нации». В памяти германского народа это сохранилось на генетическом уровне. В ряде арабских стран ворам отрубают пальцы или руку. Воровства там нет как такового. Страх и инстинкт самосохранения – одни из самых сильных человеческих чувств. Да, такие меры неприемлемы в нашем обществе. Но они опровергают тезис о неэффективности смертной казни.


Правда, гуманисты часто приводят как пример средневековую Европу, где наибольшее количество карманных краж совершалось, когда на площади при стечении толпы народа казнили воров! Парадокс? Ничуть. Во-первых, как и во время всякого другого зрелища (а в Средние века казнь была именно кровавым зрелищем), карманнику работать удобнее всего: внимание людей отвлечено. Во-вторых, у преступников не существовало альтернативы. Общество делилось по цеховому принципу, и попасть в какой-либо цех (в касту представителей той или иной профессии) с улицы было невозможно. Людям дна некуда было податься: либо воруй, грабь, либо подыхай! Угроза казни признавалась как неизбежное зло.


ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЯ ЗДЕСЬ -
http://www.nvgazeta.ru/news/12370/539384/




Другие статьи в литературном дневнике: