Два деда две системы

Фима Жиганец: литературный дневник

Санта Клаус и Дед Мороз в борьбе за новогоднюю ёлку



***



19 декабря всё прогрессивное христианское человечество отметило День святого Николая.



В саязи с этим я хочу поговорить о выборе между Дедом Морозом и Санта Клаусом. До сих пор некоторыми россиянами Санта рассматривается как вражеский лазутчик, который пытается спихнуть нашего Деда Мороза с ледяного престола. А отечественного производителя радости и счастья надо защищать.



*Николай Чудотворец рекламирует кока-колу*
Хотя я и патриот, но призываю вас: любите Санта Клауса, родные мои! Ведь это не кто иной, как святой Николай (Санта – святой, Клаус – Николай). А в фольклоре славян Николай Чудотворец – самый старший из святых и даже входит в Святую Троицу, которая, по народному поверью, состоит из Иисуса Христа, Богородицы и Николая-угодника.



Но почему святитель Николай превратился в рождественского Санта Клауса? Пояснить несложно.Он родился в римской провинции Ликия на территории нынешней Турции, затем стал епископом в городе Мира. Сейчас Мира носит турецкое название Демре, там сохранился древний храм, который носит имя Святителя Николая. На поклон сюда приезжают христиане всего мира (бывал там и я).



Рассказывают, что во времена епископства Николая у одного из жителей Миры было три дочери. Горожанин едва сводил концы с концами, а тут ещё девчат замуж выдавай, готовь приданое. Невезучий отец впал в отчаяние. Но сердобольный епископ тайно подкинул в окно бедняка кошелёк с золотыми монетами на приданое первой дочери. Затем проделал то же и со второй дочерью, и с третьей. По другим сведениям, будущий святой сыпал монеты в трубу дымохода, и они падали в чулок, который сушился у огня. Легенды также повествуют о том, что епископ тайком клал пирожки на подоконники беднякам и монетки в их башмаки у дверей. Поэтому традицией стало на Рождество вешать для подарков чулки и башмачки.



В X веке Чудотворец стал почитаться как покровитель детей. Ученикам церковно-приходской школы Кёльна в местном кафедральном соборе начали раздавать фрукты и выпечку на день святого Николая (6 декабря, 19 по новому стилю). Обычай распространился по другим германским городам и затем охватил всю Европу. Но тут грянула Реформация, протестантские проповедники запретили почитание святых. Тогда праздник передвинули на Рождество, а Николая-угодника назвали «Рождественским Дедом». Затем последовала Контрреформация, дед снова превратился в святого Николая, но подарки ребятишкам продолжали вручать на Рождество.



А Санта Клаусом Николай Чудотворец стал благодаря голландцам. В 1626 году несколько голландских кораблей пришли в Северную Америку. Их возглавлял фрегат Goede Vrove, нос которого украшала фигура святителя Николая. Голландцы основали поселение Новый Амстердам (нынешний Нью-Йорк) и перенесли Николая с корабля на главную площадь. Имя святого по-голландски звучало Синтаклаас. Позже оно превратилось в Санта Клауса.



Английские колонисты были протестантами-пуританами и Рождество не отмечали. Однако в 1809 году американский писатель Вашингтон Ирвинг, рассказывая об истории Нью-Йорка, упомянул, что голландцы праздновали в Новом Амстердаме День святого Николая. А в 1822 году преподаватель Колумбийского университета Клемент Мур сочинил о Санта Клаусе, который дарит детям подарки, поэму «Ночь перед Рождеством» (не путать с Гоголем!). Её напечатала газета Sentinel. К середине XIX столетия милый дедушка стал любимцем американских ребятишек.



Близкий нынешнему облик Санты создал во второй половине позапрошлого века художник Томас Наст.



Но современный вид Санта Клаус обрёл лишь в 1931 году благодаря компании «Кока-кола», которая решила использовать Николая Чудотворца для рекламы. Создал рекламного Санту американский художник Хэддон Сандблом. Святой Николай и впрямь совершил чудо: доходы «Кока-колы» резко взлетели…



*Дед Мороз и Сталин*
А вот родословная Деда Мороза связана с восточнославянскими языческими обрядами. Он представлялся древним славянам маленьким старичком с седой бородой, который бегает по полям да лесам и стуком вызывает трескучие морозы. А морозы и снежная зима сулили земледельцам хороший урожай. И старика Морозко, Студенца-Трескунца зимой надобно было задобрить. Обычай «кликанья мороза» сохранился и в христианской славянской традиции. «Морозку» приглашали на святочные трапезы – с Рождества до Крещения, угощали блинами да кутьёй.



Православная церковь этих «языческих пережитков» не приветствовала...



ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЯ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ ЗДЕСЬ — http://www.nvgazeta.ru/news/12370/540133/



Другие статьи в литературном дневнике: