Гюнтер Грасс. Продолжение.
Когда улитка, высунув щупальца, почуяла цель, она помедлила: не хотела финишировать, хотела пребывать в пути, не хотела побеждать.
Гюнтер Грасс
В канун нового года начал читать «Из дневника улитки». Книжка, изданная «Амфорой» в Петербурге еще в год присуждения Грассу Нобелевской премии, в 1999 году, лежит у меня давно. Издана, кстати, плохо, очень мелким убористым кеглем, читать её – настоящее жертвоприношение. И в переносном смысле – тоже, ибо читать роман не просто, первое впечатление – разочарование. Такое чувство, что первоначальный текст был другой: более связный и последовательный, но потом автор хорошо поработал ножницами, вырезав из текста целые абзацы. Однако по форме это дневник и разрозненные, отрывочные записи оправданы. Но читать его нелегкое занятие.
Постепенно вчитываешься, появляется целостность, текст все более становится структурированным.
Вот две рецензии: Книга как цветок лопуха, в мелких цеплючих колючках. Партийные отчеты о поездках с речами по более или менее современной Германии и мучительный рассказ о внутреннем сопротивлении. Книга тяжелая как последствия немецкой кулинарии и также надолго насыщающая - с другой стороны.
novaks написал рецензию на книгу
Гюнтер Грасс Из дневника улитки
прочитал с трудом. но считаю, что роман надо перечитать. видимо в силу возраста и то, что первый раз столкнулся с таким сложным произведением, уже позже понял его силу и притягательность.
Я тоже убеждён, что «Из дневника» надо читать.
Вот я и читаю…
Вспомнил, как ругалась жена, когда верстала рукопись «Дорожного дневника Юфима Сании»: «Ну кто так пишет! Все шиворот навыворот перевернуто!
«Послушай, - говорю я, - это же дневник!»
Жена: «Неважно! Все равно так не пишут!»
А теперь мне хочется ей вот это место процитировать из «Дневника» Грасса:
«Имейте терпение, мои записи делаются в дороге. Так как в мыслях, словах и делах даже в самолёте я принципиально пребываю на земле и летаю лишь в переносном смысле, никому не удается, даже в условиях предвыборной борьбы, поторопить меня или отдельные мои части. Поэтому я прошу вас не прибегать к выкрикам типа «Быстрее!» или «Да прыгай же». Я хочу разговаривать с вами окольными (обходными) путями: иной раз вне себя и оскорблено, порой беря свои слова обратно и снимая обвинения, то и дело завираясь, пока все не становится правдоподобным… Так что, если моя фраза извивается, мало-помалу омолаживается, вы не дёргайтесь, не кусайте ногти. Поверьте, нет ничего более тягостного, чем достижение цели прямиком. У нас ведь есть время. Да, это-то у нас есть: вдосталь времени».*
*Гюнтер Грасс. «Из дневника улитки». Санкт-Петербург: «Амфора», 1999, 11 с.
Да простит меня читатель за столь длинную выдержку, но ведь тут сказано все, что я думаю об избранной форме романа, пусть и не мной.
«Грасс считает книгу «Из дневника улитки» «решающим поворотом» в собственном творчестве, поскольку в ней была опробована совершенно новая для него литературная форма, которая позднее использовалась в его больших эпических произведениях и малых жанрах. Вместо фиктивного рассказчика, как это было в «Данцигской трилогии», повествование ведет теперь сам писатель, то есть реальный человек Понтер Грасс, а его биография, повседневная жизнь, взаимоотношения с женой и детьми, политическая деятельность и литературное творчество, реальность и фантазия предстают в качестве сложной мозаики фрагментарных записей, похожей отчасти на путевой дневник многочисленных поездок в рамках избирательной кампании, отчасти на рабочие тетради, где идет работа над новым романом о судьбе данцигских евреев или над речью по случаю пятисотлетнего юбилея Дюрера».
Это тоже цитата, но уже из какой-то рецензии, выуженной в интернете.
Так и у меня тематические и сюжетные линии то развиваются параллельно, то сталкиваются или образуют взаимопереплетения. Бытовая очерковая зарисовка соседствует с размышлениями философского характера.
И уж совсем необычно то, что вся эта сложная мозаика обрамлена и скрепляется общей повествовательной ситуацией разговора Грасса с собственными детьми. Причем, когда этот разговор начинается, старшим сыновьям-близнецам всего по двенадцать лет, дочери — восемь, а младшему сыну только четыре года.
Так оно и было в реальности. С весны до осени 1969 года Грасс редко оказывался дома, поскольку активно участвовал в избирательной кампании Вилли Брандта, вновь выставившего свою кандидатуру от социал-демократов на пост федерального канцлера, постоянно разъезжал по стране, выступая на митингах и организовывая инициативные группы избирателей в поддержку социал-демократов. Казалось, это был апогей публичности Грасса, его литературной славы и политической известности.
Другие статьи в литературном дневнике: