Христиане и диктатура

Геннадий Гасилов: литературный дневник

Как должны относиться христиане к автократическим руководителям (диктаторам) своих государств? Несомненно, что в своих оценках добродетелей и пороков диктаторов они должны исходить из догматов и установок христианства.


Для объективности оценок важна не только набожность диктатора, но и его приверженность моральным нормам христианства. Каждый христианин имеет право задать вопрос: "Не грешен ли главный руководитель государства?".


Папа Григорий I Великий (540 — 604), почитаемый Православной и Католической Церквями, писал: «Гордыня — это начало всех грехов. Семь главных пороков, как её первое потомство, происходят, несомненно, из этого ядовитого корня». Он представил последовательность грехов, происходящих из гордыни, поставив на первые места «душевные» грехи, а «плотские» грехи поставив в конец. В результате список семи главных грехов, происходящих из гордыни, составленный папой Григорием, имеет следующий вид: тщеславие; зависть; гнев; уныние; алчность; чревоугодие; похоть.


Диктатура — форма осуществления государственной власти, при которой вся полнота государственной власти принадлежит одной политической позиции, за которой стоит либо один человек (диктатор), либо правящая группа лиц.

Любой диктатор всегда ради удовлетворения собственной гордыни пренебрегает нуждами зависящего от него народа. Именно гордыня побуждает диктатора узурпировать народовластие.


В условиях современного мира любым диктатором, опирающимся на насилие и пропаганду, движет гордыня и её "потомство": тщеславие, зависть, гнев, алчность. Диктатор наделяет себя непогрешимостью и талантами, увешивает себя орденами, присваивает себе почётные звания, дворцы и деньги, неоправданно жестоко расправляется со своими политическими противниками.



Другие статьи в литературном дневнике: